Начальная школа – самый важный этап в жизни каждого ребенка. Но как мотивировать учеников? Как сделать процесс обучения увлекательным и интересным? Своими лайфхаками поделилась преподаватель начальных классов школы № 14 города Шелехова Иркутской области, лауреат конкурса «Учитель года» – 2021 Екатерина Власова.
– Как правило, дети приходят в первый класс с тягой к знаниям. Важно не отбить желание учиться. Что нужно для этого делать? Я считаю, что необходимо поощрять любой интерес. Если детей интересуют звезды, то мы идем в планетарий. Если кулинария – проводим мастер-класс по изготовлению кексов.
Не нужно бояться показать свое незнание в какой-либо области. Порой даже можно подыграть ученикам – во время докладов делаю вид, будто они рассказывают то, чего я не знаю. Пусть ребята видят, что мне тоже интересно узнавать новое.
Еще стараюсь вдохновить детей фактами из жизни великих людей. Мы знакомимся с биографиями: ученых, писателей, музыкантов. Примеры знаменитостей могут стать хорошим стимулом.
Больше всего запоминаются уроки, в которых есть какие-то «фишки». Например, когда мы изучали букву «И», я рассказывала детям о том, что есть такая птица – иволга. Ее крик напоминает мяуканье кошки, которой наступили на хвост. А еще на этом занятии дети узнали о первых иглах для шитья.
В начальных классах очень важен элемент игры. Ту же разминку можно провести в игровой форме. Например, «оседлать» стулья и начать «скакать» навстречу к знаниям. Также разнообразить школьные будни помогают «игровые уроки». Мы играем в детективов, в ученых. Как-то на окружающем мире изучали полезные ископаемые Иркутской области. Мои ученики стали настоящими археологами. Я называла всех по имени-отчеству, потом ребята очень долго об этом вспоминали.
Любой проект должен быть направлен на познание нового. Например, чтобы запомнить римские цифры, мы с ребятами решили снять увлекательный мультфильм. Мультяшные герои голосами детей рассказывали об истории появления этих цифр. А чтобы запомнить правила дорожного движения – придумывали веселые комиксы.
Что касается дисциплины, у меня нет жестких требований. В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке – не всегда плохо. Ученик может встать, если устал сидеть. Однако никто не срывает занятия.
С озорниками помогает бороться свод правил, который мы составляем совместно с детьми. Ребята подписывают этот «документ» в начале каждого учебного года. И если там указано, что на уроках нельзя кричать, то это запрещено всем, в том числе и мне.
Дети всегда с удовольствием учатся, когда видят, что взрослые их уважают, слушают и слышат. Правильно выстроенный диалог учителя с ребенком формирует привычку анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. Если учитель сможет этого добиться, тогда не придется заставлять ребенка учиться – он сам будет это делать с большим удовольствием.
Комментарии