Журналист и литератор Екатерина Варкан в своих исследованиях оперирует только фактами – дневниками, письмами и документами людей, живших в начале XIX столетия. Но, сопоставляя источники, читая их между строк, она часто делает парадоксальные выводы, далекие от академических, и предлагает гипотезы на первый взгляд фантастические. Так, например, она убеждена, что Пушкина и Грибоедова связывали глубокие личные отношения, а «Евгений Онегин» и «Горе от ума» были написаны на спор, стали частью интеллектуальной дуэли двух гениев русской словесности. Еще одна смелая версия: декабрист и писатель Александр Бестужев-Марлинский не погиб в бою на мысе Адлер в 1837 году, но ушел к горцам. Подобный альтернативный взгляд на историю отечественной словесности у одних вызывает раздражение, у других – восторг. Так, в этом году Екатерина Юрьевна удостоена Горьковской премии в номинации «Несвоевременные мысли» за свои эссе о литературной жизни XIX века: «Рукописи не горят», «Раскрылся пол и вы оттуда, или Сон в руку», «Не трогайте руками декабристов, или Задачка перемещающихся тел». Наша сегодняшняя встреча не случайна: 14 декабря исполнилось 190 лет со дня восстания на Сенатской площади. Самое время не только вспомнить о «первенцах свободы», но и, возможно, провести ревизию своих устоявшихся взглядов на те события.
– Екатерина, что же все-таки произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга?
– А на самом деле?
– А возможно ли написать коллективный портрет декабристов?
– И все-таки что-то общее в этих людях есть. Они все производят впечатление абсолютно свободных и неподвластных – никому и ничему…
– А сегодня таких людей еще можно встретить?
– Екатерина, а кто ваш самый любимый декабрист?
– А вам не приходилось слышать упреки, что вы подчас весьма вольно трактуете события нашей истории?
Комментарии