– Екатерина Владимировна, развитие системы образования определяется в значительной мере тем, какова социально-экономическая обстановка в регионе. Не могли бы вы охарактеризовать социально-экономическое положение в Ульяновской области?
– За последние несколько лет нам удалось сменить тенденцию практически по всем макроэкономическим показателям – мы начали движение в положительном направлении и по зарплатам, и по развитию, и по инвестициям. Как и в прошлые годы, мы имеем один из самых низких по стране уровней регистрируемой безработицы. На данный момент он составляет 0,52%. Мы в первой десятке среди лучших регионов РФ по этому показателю. Уровень общей безработицы по методике МОТ – 3,8%. Это ниже, чем в среднем по России и по Приволжскому федеральному округу. Сейчас Ульяновская область – один из стабильных лидеров национального рейтинга инвестиционного климата в регионах России и инновационного развития. По научно-техническому потенциалу область является абсолютным лидером. Сформированная инфраструктура, благоприятная деловая среда, включение ветряной электрической станции финской компании «Фортум» в реестр мощности, открытие новых базовых кафедр по приоритетным направлениям подготовки – все это способствует реализации прорывных инновационных проектов и установлению в регионе комфортного климата для работы организаций и начинающих стартаперов. И во всем, что сделано, большая заслуга губернатора Сергея Ивановича Морозова. Поэтому мы смело можем говорить: Ульяновская область выполняет государственную миссию.
– В продолжение предыдущего вопроса: как вы считаете, социально-экономическое положение и система образования являются друг для друга «спасательными кругами»? То есть если тонут экономика и «социалка», то система образования способна сделать рывок вперед и вытащить «утопающих»?
– Образование – это та самая опора, на которой держится Ульяновская область. Это основание, ресурс для развития будущего нашего региона. Для себя мы определили, что в ближайшие десять лет центром сосредоточения всех ресурсов и наших усилий станет экономика, основанная на знаниях и технологическом предпринимательстве. Поэтому актуальная задача системы образования Ульяновской области помимо подготовки тех кадров, которые требуются нашей экономике сейчас, – делать долгосрочные прогнозы минимум на 10 лет вперед и соответственно создавать основу для их обучения. Поэтому среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на положительную динамику социально-экономического развития региона, повышение его конкурентоспособности, необходимо особо выделить систему профессионального образования, и мы с уверенностью можем говорить сегодня о качественных изменениях в этой системе. Например, мы один из семи регионов, в которых открыты межрегиональные центры компетенций (МЦК). Это уникальный проект, создание принципиально новой модели учреждений СПО, отвечающей всем современным международным образовательным стандартам. На территории региона открыт МЦК в области обслуживания транспорта и логистики, а это авиация и машиностроение, то есть мы можем говорить об образовательном элементе наших промышленных кластеров. Также мы поставили перед собой амбициозную задачу – модернизировать систему СПО региона, чтобы наши колледжи и техникумы были на уровне МЦК. На эти цели за два года мы уже выделили 120 миллионов рублей. Они будут направлены на обновление материально-технической базы СПО в соответствии с новыми ФГОС и требованиями Ворлдскиллс. Таким образом, мы можем говорить о том, что систему СПО региона ждут серьезные положительные изменения.
– Если говорить о региональной системе образования, насколько она конкурентоспособна?
– За последние несколько лет в региональной сфере образования по всем направлениям произошли серьезные изменения. Главная цель, которую мы преследовали, – это прежде всего рост качества образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы образовательных организаций, по повышению профессиональной квалификации, престижа педагогического труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату.
Если говорить о дошкольном образовании, то сегодня для нас абсолютно понятны задачи, как обеспечить детей от 2 месяцев до 3 лет соответствующими местами и соответствующим уровнем дошкольного образования. Кроме того, активно развивается служба психолого-педагогического сопровождения – эти специалисты не только работают с детьми в детсадах, но и в целом оказывают помощь и поддержку семьям. Существуют клубы родителей при детских садах – центры консультативной поддержки. Плюс мы говорим о том, что уже с дошкольного уровня необходимо развивать у детей творческое и логическое мышление.
Если брать тему, связанную с повышением качества школьного образования, то еще 5 лет назад мы существенно отставали по такому серьезному показателю, как участие школьников в предметных общероссийских олимпиадах. Но сейчас мы прочно в двадцатке, и в этом году мы планируем улучшить свои результаты.
Важным для нас остается также и поддержка талантов. Сегодня на уровне региона мы запускаем проект «Таланты для региона», который в первую очередь предусматривает выстраивание непрерывной работы с одаренными людьми всех возрастов. В настоящее время определены пилотные организации, где будет выстраиваться возрастная линейка сопровождения. Эта работа будет начинаться еще с детского сада.
Мы радуемся успехам и наших вузов. Вместе с тем мы понимаем, что для более эффективной их работы необходимы интеграционные проекты, которые доказали свою эффективность во всем мире. В основу дальнейшего развития и реконструкции территориальной организации высшего образования, развития региональных центров высшей школы должна быть положена идея о необходимости сращивания, интеграции высшего образования с другими, как интеллектуальными, так и техническими, сферами.
– Как учитель и педагог с большим стажем, в прошлом министр образования региона, что вы думаете по поводу тех нововведений, которые сейчас происходят в этой системе? Владимир Путин обозначил в национальных целях серьезные изменения, которые касаются всей системы образования. Насколько готова Ульяновская область к подобным переменам?
– Президент России Владимир Владимирович Путин в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначил основные вехи качественного рывка России в разных сферах, в том числе и в образовании. Основная идея указа – бежать вдвое быстрее. На сегодняшний момент есть в целом достаточно полное и комплексное понимание образа будущего образования в горизонте до 2024 года. На сегодняшний день образование раскрывается в 10 федеральных проектах нацпроекта «Образование» и в задаче по обеспечению доступности дошкольного образования для детей раннего возраста – до 3 лет – национального проекта «Демография». На уровне региона по каждому федеральному проекту мы разработали собственные составляющие. За эти 6 лет в рамках проектов в области будет построено 15 новых образовательных организаций, отвечающих современным запросам в развитии экономического, технологического, финансово-аналитического профилей, оснащенных высокотехнологичным современным оборудованием, имеющих материальную базу, обеспечивающую конкурентоспособный уровень образования. Сформирована сеть университетских классов при ульяновских университетах, и создана современная инфраструктура подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с новыми стандартами и передовыми технологиями.
Каждый проект нацелен на конкретный результат. Например, федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи. В системе дополнительного образования одним из уникальных учреждений является созданный в 2016 году технопарк «Кванториум», где внедряются самые передовые технологии. В нем сейчас обучаются более 600 детей. В планах увеличение охвата школьников региона образовательными программами детского технопарка через внедрение дистанционных форм обучения в направлениях: информационные технологии, астрономия, проектная деятельность.
Реализуя мероприятия проекта «Современная школа», в этом году мы откроем новую школу на 1100 ученических мест в микрорайоне «Искра» Ленинского района, продолжим возведение новой школы в Заволжском районе, регионального центра на 1000 мест. Если говорить о районах, то там строительство предусмотрено в р. п. Тереньга – школа на 300 мест. На ближайшие два года в планах также строительство школ на 1000 мест в г. Димитровград, на 500 мест на территории р. п. Новоспасское, на 375 мест в р. п. Старая Майна муниципального образования Старомайнский район. Также мы предполагаем возведение новых объектов до 2024 года: в р. п. Новоспасское – учреждение начального блока на 150 мест, в селе Барановка Николаевского района – на 250 мест и в р. п. Мулловка Мелекесского района – на 375 мест.
– Современное образование не может обойтись без информационно-коммуникационных технологий. Как в регионе решаются вопросы цифровизации в образовательной сфере?
– Мне кажется, что главное – это разумное сочетание в школе консервативного и инновационного подходов. С одной стороны, мы удерживаем систему и базовые ценности, вокруг которых все должно строиться, а с другой – внедряем инновации, стремимся не догнать, а обогнать время. Сегодня основной вызов времени – это огромнейший поток информации, и учитель должен помочь ребенку научиться этим потоком управлять. Когда сегодня говорят об электронной школе, о цифровых технологиях, о гаджетах, то надо понимать, что это не завтрашний день, а это уже состоялось. В Ульяновске, к примеру, не первый год реализуется программа «Умный регион», она касается не только образования, а в целом цифровизации всех сфер жизни в области. И я убеждена, что новые «умные» технологии сегодня нужно внедрять, начиная с детсада и школы. У нас есть интересный опыт, когда учителя информатики сотрудничают с руководством и специалистами крупных IT-компаний региона и их ученики в курсе всех последних современных технологий. Также с 2013 года у нас действует отдельная обучающая программа «Информационная культура личности». Все для того, чтобы и учителю, и ученику было комфортно в этой новой смарт-среде. Мы продолжим начатое нами развитие в регионе электронной образовательной среды, будем расширять возможности непрерывного образования за счет информационного пространства и цифровых технологий, сетевых форм обучения. Уже в этом году в сельских районах области должно появиться 29 центров образования цифрового и гуманитарного профиля, 65% образовательных учреждений региона должны располагать широкополосным доступом в Интернет.
– Екатерина Владимировна, поскольку вы вышли из учителей, то, наверное, невольно появляется потребность оценить по пятибалльной шкале работу того или иного подчиненного. За что вы готовы поставить «два»? Даете ли шанс исправить плохую оценку?
– Со мной сегодня работает команда профессионалов, воспитанных на принципе: задача поставлена – задача выполнена. С самого начала мы мечтаем и строим планы на будущее. Большая часть проектов, которыми мы сегодня гордимся, задуманы данной командой. Конечно, они все понимают всю сложность задач, которые возложены на них. Но, как говорится, если не мы, то кто?
– Управленца высшего звена часто считают человеком, оторванным от реальной жизни, не ведающим насущных проблем простого гражданина. Вы согласны с этим? Если это вредный стереотип, то как его сломать?
– Работая в социальной сфере, априори нельзя быть оторванным от реальной жизни. У меня налажен хороший контакт с населением. Номер телефона я не меняла уже 10 лет, его знает достаточно большое число жителей области. Ни для кого не секрет, в том числе и для моих сотрудников, что я могу получить СМС любого содержания от любого человека. Поэтому, как говорится, шила в мешке не утаишь: если мне не расскажет о проблемах профильное министерство – расскажут люди! И я рада, что у нас так. Кроме того, я активно пользуюсь социальными сетями, в ежедневном режиме просматриваю ульяновские паблики и получаю от своих специалистов полную информацию о проблемных ситуациях, о которых рассказывают в соцсетях. Более того, у нас в регионе очень активную деятельность ведет Общественная палата. Надо отдать ей должное за качественную реализацию федерального проекта #ЧТОНЕТАК. Этот проект в Ульяновской области за короткое время стал именем нарицательным – люди смело рассказывают о трудных жизненных ситуациях, получают помощь, заставляют многие службы работать не спустя рукава, а как надо!
Комментарии