search
main
0

Екатерина ТЕЛЕГИНА, учитель русского языка и литературы школы №915: Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает

​Человеку во все времена казалось, что именно стабильность – залог комфортного существования. Но также человеку во все времена было не менее очевидно, что перемен не избежать. Они касались разных сфер жизнедеятельности: социально-политической, культурной, научной… Преобразования приходили вместе с великими или лжевеликими людьми, захватывали умы или вызывали гневный протест, успешно реализовывались или бесследно испарялись вместе с их проводниками.

Мы живем в новом столетии, идем рука об руку с новым тысячелетием. Наш ХХI век не всегда вступает в диалог со своими современниками. Он молод и дерзок, стремителен и активен, иногда чуть-чуть заносчив и своенравен. Это типичный подросток, пробующий мир и нас на интеллектуально-психологическую прочность. У него пока еще немало наивных «почему?», масса оригинальных идей и совсем немного желания поразмыслить над самим собой. Спросите: «А разве век сам себя таким воспитал?» Нет, конечно! Это я говорю обо всех нас, живущих в этом веке, о тех молодых кадрах, которые пришли в профессию многотрудную и многозначимую, многопрофильную и многоаспектную, малоценимую и малопрестижную (увы!) – профессию учителя.Кто встречал нас, молодых педагогов, у школьного порога – первого в нашей именно профессиональной жизни? Конечно, современный ученик. Личность интересная, неоднозначная, с трудом поддающаяся определению. В духе своего века – это бесспорно. Пока плохо осознающий, что московское образование – гарантия успешного будущего, но только в том случае, если ты готов принять от него все лучшее, отдав взамен свою активность, заинтересованность, воспитанность, уважение. Ученик – объект наших главных вложений, интеллектуальных и моральных. Насильные вложения – напрасные усилия. Вывод: ищем новые пути, новые методы, новые формы организации учебной деятельности.Цель современного учителя, на мой взгляд, не втолкать добрую порцию научных полезностей большой педагогической ложкой, а вызвать аппетит, преподнося полезные знания маленькими порциями на глубоком красивом блюде. На это и направлены многие преобразования, входящие в жизнь московской школы. Информация интересна, во-первых, когда человек осознает ее пользу для себя, а во-вторых, когда получает ее нестандартным способом, не успевшим надоесть, наскучить. Компьютеризация образовательного процесса, внедрение мультимедийных средств обучения – важный аспект современности. Технические новшества, казалось бы, ставшие для учеников привычными дома, будучи задействованными на уроке, вызывают живой интерес. Интерес вызывают и интегрированные уроки, позволяющие увидеть давно известные предметы и явления сразу с нескольких, подчас неожиданно проявляющих себя в новой форме сторон. Дисциплинированность, качество знаний, познавательная активность и ее результативность, а значит, и мотивированность педагога повышаются. Разве это не положительные преобразования?Важная для всего человечества профессия, без которой невозможно представить ни одну страну мира, должна иметь достойное материальное выражение. Постепенно входит в учительскую жизнь новая система оплаты труда. Пока не совсем и не всем понятная, в чем-то спорная и противоречивая, но направленная тем не менее на стимулирование ярких личностных проявлений каждого педагога. Да, есть категории и разряды. Да, есть количество предметных часов. Но есть и другой аспект профессиональной деятельности – наше желание проявлять себя, творить, погружаться, узнавать, отдавать, делиться, совершенствоваться. Ежеминутно, ежеурочно, день за днем, триместр за триместром, где этому найти денежный эквивалент, какой финансовой единицей измерить? Новая система оплаты труда – попытка ответить на эти важные для учительского сообщества вопросы. Разве это не положительные преобразования?Испытанная веками мудрость гласит: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Пожалуй, стоит быть не Дон Кихотом, борющимся с мнимой опасностью, не Обломовым, застрявшим в боязни враждебного окружающего мира, не Базаровым, чересчур буквально воспринимающим новые интеллектуальные веяния. Стоит быть Болконским и Безуховым, чьи мучительные духовные искания волнуют не одно поколение читателей, стоит быть Маргаритой, умевшей отчаянно верить в великую силу того, кто с ней рядом. Стоит быть, наконец, Лисом, который просил отвечать за тех, кого однажды приручаешь, кому хоть раз отдаешь любовь и заботу. Разве это не главные положительные преобразования, которые должен сделать внутри себя каждый из нас, московских педагогов ХХI века?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте