search
main
0

Екатерина СУДАКОВА, музыкальный руководитель детского сада №50: Не массовик-затейник, а музыкальный работник

​Когда два года назад я пришла работать в детский сад, даже предположить не могла, какое количество вопросов возникнет у меня во время работы. Я старалась дать на них вполне конкретные ответы и даже опередить появление новых. Но вскоре стало очевидно, что среди различных проблем есть одна самая главная, коренная в прямом смысле этого слова, которая и стала источником многих остальных. Ее смысл музыкальные руководители очень эмоционально выражали примерно следующими словами: «Когда нам этим заниматься? От праздника до праздника живем».

Проблема в самом деле непроста! Она заключается в том, как все мы – педагоги, методисты, администрация, родители – понимаем цель музыкального воспитания в детском саду. Если цель состоит в том, чтобы показать, продемонстрировать, удивить, развлечь, то это одна модель. Она несколько десятилетий бытует в нашей стране. Если цель – вдумчиво и постепенно развивать детей, наблюдая за каждым ребенком и помогая ему в движении к музыке, то это совершенно другая модель, основывающаяся на иных подходах.Сколько бы мы ни заклинали сами себя фразой о большой и важной роли музыкального воспитания, реальное положение вещей со всей очевидностью показывает обратное. Сегодняшняя модель – это концертно-показательный подход к музыкальному воспитанию детей, который не позволяет понять важность последовательного обучения, обладающего своей логикой и закономерностями. Суть этого подхода прекрасно известна каждому музыкальному руководителю и выражается двумя словами: «Скоро утренник». Дальше мысль у всех движется примерно одинаково: «Придут родители посмотреть, методисты – оценить, коллеги – сравнить, и надо всем взрослым угодить, эстетическое чувство их удовлетворить, чем-то удивить и как минимум развлечь». Поэтому группа детей каждые два-три месяца превращается в «труппу» артистов-универсалов: хор и балет, фольклор и цирк, аэробика и оркестр непостижимо сливаются в этом странном жанре «детский праздник для взрослых». Я позволю себе сделать фантазийную комбинацию из бытующих сценарных сюжетов: «Баба-яга приезжает в детский сад на снегоходе и по компьютерной почте получает захватывающее сообщение из космоса, где Дед Мороз выращивает апельсины для подарков, о том, что он уже спешит к детям на елку и скоро приводнится в океане, откуда будет плыть на дельфинах в сопровождении папуасов». Карикатурность здесь, конечно, преувеличена, но ненамного.Почти неминуемая эклектичность подобного сценария в этом случае вопрос уже второй. Первый же – для кого праздник? Дети, выступающие в концерте для взрослых, собственно говоря, устраивают праздник последним. Здесь и репетиции вместо прогулки, свободных игр и даже дневного сна, неизбежные нервозность, суета, включение в репертуар слишком сложных произведений.Как все причудливо смешалось в нашем сознании! Если старшие дошкольники легко, интонационно точно поют и играют на инструментах, например, потешку «Петушок», то этот результат не впечатляет ухо взрослых. Если поют «Крылатые качели» на неопределенном звуке «ща» бемоль, едва успевая пролепетать два-три слога из текста, подобная инициатива музыкального руководителя может быть замечена и отмечена. И это несмотря на то что с таким репертуаром не справляются все без исключения дошкольники и, кроме вреда, он ничего не приносит. Очевидно, некоторые взрослые этого не знают.Когда приходится слышать, что в детском саду ставят балетные спектакли, а коллеги вполне серьезно обсуждают глубину образа Червяка, созданного по системе К.Станиславского, мне становится бесконечно жаль малышей, потому что это может означать только одно: муштру ради амбиций взрослых, которой нет никакого оправдания. Высокое качество всегда достигается изнурительной тренировкой, смысл которой непонятен детям и далек от их интересов. Поэтому подобные творческие эксперименты правильней было бы назвать эксплуатацией детства.Наверное, нынешнее официальное название должности музыканта в детском саду – музыкальный руководитель – точно соответствует тому, чем он на самом деле занимается: работает массовиком-затейником. Так, очевидно, и было задумано. По сути же своей он должен гордо нести звание музыкального воспитателя и заниматься профессионально и целенаправленно музыкальным развитием детей. Процесс этот не может нарушаться никакими внешними обстоятельствами, будь то приезд важных гостей в детский сад или те или иные календарные даты.Мне известно, что об этом мечтают как о несбыточном счастье почти все музыкальные руководители. Однако такое же отношение к музыкальному воспитанию должно формироваться и у руководителей всех уровней. Только тогда, наверное, придет понимание, что праздники не могут быть оправданием систематического нарушения последовательной работы педагога-музыканта с детьми. У меня нет чудо-рецепта, но сложилось ясное представление о том, что праздник в детском саду должен измениться. Тогда время, занятое на подготовку к нему, сможет быть по праву возвращено плановой работе с детьми.Очевидно, что на детском празднике не может быть взрослых зрителей. И вообще зрителей как таковых. Дети и взрослые – воспитатели, родители – вместе создают праздник, участвуют в нем. У них есть общее праздничное пространство, в котором они взаимодействуют: играют, поют, танцуют, шутят, отдыхают, общаясь. Причем взрослые должны отчетливо понимать, что это они организуют праздник детям, а никак не наоборот! Если задуматься, то истинная основа праздника не сценарий с написанным в нем текстом, а чувство приподнятости, раскованности, легкости, веселья, удовольствия. Нет всего этого – нет и праздника.Родителей необходимо постепенно приучать к мысли, что их роль и участие не могут сводиться только к организации застолья, надо вносить свой действенный вклад и в создание самой праздничной атмосферы, что требует не материальных, а душевных затрат. Хотя им будет трудно расстаться с положением потребителя зрелищ.Каждый родитель, который принимает решение прийти на детский праздник, должен как минимум посоветоваться с воспитателями о своем участии в нем. Например, чья-нибудь мама может поиграть с детьми на инструментах и получить для этого свою партию. Чей-то папа будет смешным клоуном или джентльменом, который, встречая всех у дверей, почтительно снимает свой цилиндр. Для менее активных мам и пап можно найти спокойные роли, например «зажигатель свечей» на торте. Есть множество простых и безыскусных способов встряхнуть ленивые души взрослых, привлечь их к сотрудничеству в таком непростом деле, как детский праздник.Совместное пение одной-двух песен, исполнение пары несложных, игровых по сути, танцев, цель которых общение, а не трюки руками и ногами с маской усталости на лице, совместное музицирование на инструментах – этого вполне достаточно, чтобы музыкальная часть праздника была полноценной. Ничего не надо долго учить и репетировать! Некоторая доля непредсказуемости станет лучшим украшением праздника. Готовясь к нему, родители вместе с ребенком могут подготовить семейный номер, и это будет настоящим сюрпризом для всех.Словом, на пути к созданию сообщества детей, родителей, педагогов в детском саду, в их сотрудничестве и творчестве на благо рождения праздников с новым содержанием видится выход из тупика, в котором мы все невольно оказались. Музыкальный руководитель должен перестать быть массовиком-затейником и заняться своими прямыми обязанностями: систематическим и последовательным музыкальным развитием детей по современным программам и методикам.За каждым музыкантом, которому уже сегодня своим умением грамотно работать удается убедить в этом коллектив воспитателей и родителей, будет стоять маленькая победа здравого смысла!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте