search
main
0

Екатерина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Меня волнует, что будет с нашими детьми

Гостья нового номера «УГ» – фотограф, писательница, дочь великого поэта Екатерина Рождественская. Ее проект «Частная коллекция» вошел в историю отечественной фотографии. В объектив ее фотоаппарата попадали самые большие величины страны: звезды эстрады, актеры, политики. Сегодня Екатерина Рождественская пишет книги. Для нее это новая деятельность, которая приносит абсолютное счастье. Недавно вышла юбилейная, десятая, книга «Шуры-муры на Калининском» (издательский дом «Питер», 2022). Но писательство не единственное занятие Екатерины: она ведет активный образ жизни, любит путешествовать, принимать гостей и угощать фирменными блюдами. Об этом и многом другом мы и поговорили.

 

Екатерина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. Фото из личного архива Екатерины РОЖДЕСТВЕНСКОЙ

 

Екатерина, недавно у вас состоялась презентация книги «Шуры-муры на Калининском». Расскажите, пожалуйста, о новом издании.

– Я продолжаю серию автобиографических повестей, которые разделила на «адреса». Каждая из них связана с определенным местом. Серия этих книг трилогия, в которой я рассказываю о семье, о стране, о Москве. Первая книжка – «Двор на Поварской» – про то, как наша семья переехала в Москву в 20-х годах и поселилась в подвале на Поварской. Там родилась мама, туда пришел папа, и там родилась я. Вторая книжка называется «Балкон на Кутузовском». Там мы жили в 60-е годы. Кутузовский проспект в то время был районом, заканчивающим Москву. И в конце Кутузовского проспекта была табличка с перечеркнутым словом «Москва». Там росли сады, лаяли собаки и пели петухи. Можно сказать, присутствовали все атрибуты загородной жизни.

«Шуры-муры на Калининском» – это третья книга трилогии и десятая лично для меня, юбилейная. Она о том, как в 1969 году мы переехали на Калининский проспект, совершенно новый, красивый, и поселились в одной из башен около Дома книги. Там мы проживали не очень долго, года 3-4, но жизнь на Калининском была яркая и интересная. Папа стал писать песни, и компания наших друзей пополнилась певцами, композиторами, теми людьми, которых раньше я видела только по телевизору. Среди них Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев и многие другие.

– С презентацией этой книги вы объездили несколько городов России. Как вас встречала публика?

– Мы были в разных местах – это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Киров. Допустим, в Питере у меня было 4 презентации за 2 дня, и там они проходили как-то по накатанной. В других городах публика более интересующаяся, вопросов больше, люди там смотрят на жизнь другими глазами.

Интерес у публики огромный. К примеру, что касается Кирова, я за несколько часов до мероприятия дала анонс в соцсетях и сразу увидела широкий отклик. Пришел полный зал, люди проявили настоящий интерес. Презентация книги – это не только выход книги в свет, это общение с людьми. Я абсолютно открыта и честна с гостями, они это видят и с интересом спрашивают о многом. Кстати говоря, чем дальше от столицы, тем больше люди интересуются не столько книгами, сколько жизненными вещами, а об этом всегда интересно поговорить.

– Недавние соцопросы показывают, что россияне за последние годы стали меньше читать. С чем вы это связываете?

– Безусловно, это связано с цифровизацией. В нашей жизни появились гаджеты, которые вытеснили книги. Мозг в принципе очень ленивый инструмент, нам проще полистать картинки и почитать бегло на экране, чем вникать в слова на бумаге. Сами подумайте, чтение книги – это целый процесс. Книгу сначала надо выбрать. А современный человек, особенно представитель молодежи, привык к визуальному восприятию. Это очень серьезный побочный эффект цифрового поколения. Меня волнует, что будет с нашими детьми, у них отсутствует очень важная для развития мозга вещь – мелкая моторика. Если раньше дети лепили из пластилина и строили конструкторы, то сегодня они водят пальцем по экрану. А скользящее движение по экрану – это не мелкая моторика.

Поскольку у меня есть внучка, я замечаю все нюансы и дошкольного, и школьного образования. Я выросла в советское время, когда образование было системное и серьезное, и происходящее сейчас мне кажется совсем странным. Например, упрощают важные вещи в русском языке и сильно усложняют математические задачи. Сейчас стали жить по каким-то таблицам. Если взять тот же самый ЕГЭ, по-моему, это неправильно, ведь важна не форма, а содержание.

– Большая часть вашей профессиональной жизни связана с фотографией. 20 лет в профессии. Почему ушли из нее и как начали писать?

– Занимаясь фотографией, я ничего не писала. И, наверное, писательство у меня возникло от безысходности, как ни парадоксально. Потому что мой фотопроект «Частная коллекция» в последние два года его существования уже претерпевал кризис. На съемку стали приходить молодые актеры, совершенно мне не известные, зачастую невоспитанные, наглые и пустые люди. А поскольку дома никогда не было телевизора, то многих новоиспеченных публичных людей я просто не знала. Часто были скандалы на площадке, выяснения отношений, споры. Изначально проект задумывался для больших величин: Людмила Гурченко, Николай Дроздов, Эльдар Рязанов… И, конечно, на фоне таких людей нынешнее поколение сильно выделяется. Да, это был запрос журнала, запрос читателей, но для меня лично это перестало быть интересным. Тогда я поняла, что гораздо приятнее сидеть и записывать, что происходит, чем участвовать в происходящем и тем более снимать. Вот так и началась моя писанина, а потом уже вышла первая книжка «Жили-были, ели-пили», где я собрала семейные рецепты. По материнской линии из астраханской кухни и по отцовской линии – из сибирской. Туда вошли и рецепты любимых блюд друзей нашего дома. Получилось, что моя первая книга была про жизнь людей на кухне, ведь кухня в каждом доме – это главное место, где люди едят, разговаривают, шутят, ругаются.

– Что сегодня может стать для вас поводом взять в руки фотоаппарат?

– Конечно, иногда я снимаю. Глаз не замылился, и навык не потерялся! (Улыбается.) Например, недавно сделала афишу Максиму Аверину и Анне Якуниной. Но это абсолютно дружеские моменты, такое бывает редко. Себя я давно реализую в писательстве и в этом смысле совершенно счастлива!

– Несколько месяцев назад из жизни ушел человек-эпоха – политик Владимир Жириновский. Он у вас был в качестве героя много раз. Какие впечатления остались?

– Владимир Жириновский был уникальной личностью и в нашей студии всегда был желанным гостем. Очень яркий и харизматичный, на съемочной площадке с удовольствием примерял на себя разные образы для фотографий. Он был абсолютно народным политиком, любил людей, а люди любили его, несмотря на скандальный образ. Он приходил в редакцию всегда как подарок, шутил, рассказывал всевозможные истории. Меня называл Хозяйкой, а мы его Дедом Морозом. Потому что чаще всего я снимала Владимира Вольфовича именно под Новый год! Такие люди запоминаются навсегда и оставляют свой след в истории.

– У вас был опыт создания собственной линии одежды. Расскажите об этом.

– Эта деятельность была неким ответвлением от фотографии. Однажды мне пришла в голову мысль оживить фотографию, напечатав ее на шелке и сшив одежду. А фотографии я использовала из путешествий. Таким образом появилась первая коллекция платьев, которая долго продавалась в ЦУМе и была очень востребована. Так происходило до момента пандемии, когда закрылись все связи с Италией, где это производилось. Сейчас из производства я оставила только декоративную линию, скатерти, платки. Платья я убрала, потому что их производство стало очень дорогим и неприемлемым. В тот момент, к сожалению, пострадали многие производители одежды, не только я.

– Ваш стиль неповторим. Вы одеваетесь сама или кто-то подбирает вам одежду?

– Я не очень понимаю, как можно, например, пустить дизайнера в свой дом, чтобы он обставил квартиру на свой вкус. Это получится квартира для него, а не для тебя. Лично я бы в таком пространстве себя чувствовала неуютно и все переставила на свое усмотрение. Также я не смогла бы довериться стилисту. Многие их услугами пользуются, я не могу. Чувство стиля развивается именно исходя из своего опыта, своих ошибок. Один раз оденетесь коряво, вас одернут, после этого не повторите промах. Конечно, есть люди с врожденным чувством стиля, но их единицы. В основном это работа над своим внешним видом, вкусом.

Для меня эталоном вкуса была Людмила Гурченко, с которой мы много работали. Я ей удивлялась, человеку с безупречным вкусом, которая покупала себе вещи, но всегда дошивала и переделывала, даже костюмы от Chanel. Сейчас я занимаюсь тем же самым: с огромным удовольствием декорирую, перешиваю, тогда вещь становится именно твоей и уникальной.

– А что с модой у нас? Мы умеем одеваться?

– На мой взгляд, мода в России скучная, это все по мотивам. Нет своего почерка. И в разных городах одеваются по-разному. Москва – это сборная солянка, где все намешано. А Питер более европейский и яркий. Он стильный. Я думаю, что в России именно Питер – модная столица, не Москва. Петербуржцы молодцы, они очень креативные, это касается и бутиков одежды, и разных кафешек.

– Недавно с отечественного рынка ушли такие марки, как Chanel. Для вас важно носить брендовую одежду?

– Нет, для меня это абсолютно не важно. Мне кажется, что покупать тряпку за несколько тысяч долларов – это отсутствие разума. В этом плане я очень практичный человек. Тем более зачастую брендовая одежда очень выпячивающая, особенно когда надписи марок на сумках, кофтах, брюках. Это пошло и даже унизительно – быть ходячей рекламой, за которую ты сам и заплатил! (Улыбается.)

– Я подписана на вас в социальных сетях. Вы любительница путешествий. Началось лето, у вас уже запланированы какие-то поездки?

– Сейчас самое мое любимое место в мире – это Алтай. И не потому, что там родился отец. Там действительно очень мощная энергетика. Место, куда хочется возвращаться. Вот недавно, 20 июня, 90-летие со дня рождения папы отмечали на Алтае. Там есть такое место, Яр любви, где мы проводим большие концерты. Туда съезжается весь Алтай. В этом краю совершенно замечательная обстановка, сосны, невероятное небо, от таких видов захватывает дух. И потом мы отправились в путешествие по Алтаю до самой Монголии. Эта поездка была очень яркой и содержательной.

После этого я еду на кинофестиваль в Ессентуки, который проводит прекрасный актер Эвклид Кюрдзидис. Предполагается очень насыщенная творческая программа. Как-то так, путешествуем в сложившихся обстоятельствах как можем!

– Носить фамилию великого поэта – для вас это ответственность или привилегия?

– Это как раз и есть только ответственность! Я никогда никуда не приходила и не заявляла о себе как о дочери большого человека. Я всегда живу с оглядкой на родителей. Мне кажется, что относиться к своей фамилии как к привилегии – это стыдно и недостойно. Нельзя впереди себя толкать фамилию, ты должен что-то делать сам и только так заявлять о себе.

– О вас отзываются как о человеке, умеющем дружить, и очень гостеприимной хозяйке. Собирать гостей дома, накрывать хлебосольные столы – это семейная традиция?

– Да, конечно. Это как генетический код. Для меня дикость – снять ресторан и принять там гостей. Когда вокруг тебя ходят официанты, которые кладут в тарелку столько, сколько надо, а не сколько я хочу. Я люблю принимать гостей у себя дома, накрывать стол в гостиной, после которого все перемещаются на кухню. Потому что в гостиной люди едят, а на кухне болтают, поют, секретничают. Это другой уровень общения. Причем я всегда разрешаю в своем доме курить. Если человек пришел к тебе в гости и хочет покурить, надо разрешить.

– Традиция ходить в гости и приглашать гостей уходит. Вы согласны с этим?

– Я категорически против того, чтобы так происходило. Ходить в гости – это необходимая вещь. К сожалению, сейчас пригласить кого-то в гости – это большое усилие. Хотя я не вижу в этом проблемы! Не обязательно звать много людей, как я, позовите одного-двух человек, приготовьте вкусной еды, проведите вместе хорошо время. Такое общение – это и есть жизнь в удовольствие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте