search
main
0

Екатерина ЛЕВАШИНА, учитель английского языка школы №1206: Нет слабых детей, есть неоткрытые таланты

​Каждый день я смотрю в глаза моих учеников. Что я в них вижу? И что бы я хотела увидеть? Наверное, желание учиться. Но не только это. Мне бы очень хотелось, чтобы школьные годы на самом деле стали для них чудесными, и с книгой, и с дружбой, и с песней, как пелось в той песне, с которой училась и которую любила моя мама, которая тоже, как и я, стала учительницей. Но как добиться этой цели? Об этом думает каждый учитель, каждый родитель и, судя по происходящим переменам, российское правительство.

Перемены в школьном образовании вызваны самой жизнью, они назрели, они необходимы, как необходимы для Москвы и России в целом не просто знающие, но еще и здоровые, и любящие свою страну молодые люди, потому что без патриотизма, о котором мы стали забывать, невозможно вырастить полноценного гражданина своей страны. Мы живем в Москве. Москвич – звучит гордо, но за этой гордостью должно стоять очень многое. Наша задача – наполнить это «много» конкретным содержанием. Москвич – человек образованный, обладающий широким кругозором, эрудицией, а молодой москвич еще и готов к получению востребованной и интересной профессии, которая раскроет его способности и будет полезной и ему конкретно, и обществу. Думаю, суть происходящих перемен в образовании и сводится к тому, чтобы все это реализовалось в каждой конкретной школе, в каждой личной судьбе. Новое всегда если не пугает, то настораживает. Но мы полны сил, чтобы активно включиться в творческий процесс обновления школы, бережно сохраняя при этом то ценное, что было в советской, а затем в российской школе. Итак, вперед! Ведь за нами будущее!Нам сегодня предстоит ответить на многие вопросы, порой трудно определить, какие из них главные. Но, думаю, никто не станет оспаривать, что один из самых главных – вопрос о том, как и чему учить в школе. На слуху демократизация и даже гуманизация образовательного процесса. Что за этим стоит? Очень часто говорят, что свобода выбора предметов в школьных программах – один из элементов реформы. Более того, высказывают мысль, что едва ли не свободным может стать и посещение уроков, мол, экзаменом для ребенка станет сама жизнь. Обратимся к истории, поскольку ее уроков никто не отменял. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин изучал в Царскосельском лицее, который и сегодня можно считать во многом образцом учебного заведения, подчеркнем особо – элитного учебного заведения, всю учебную программу, в том числе, разумеется, и математику. Исключений не было! Была обязательная для каждого лицеиста программа обучения. Теперь представим современного Петрова, Иванова, Сидорова, у которого есть выбор. Не факт, что он выберет то, что труднее ему дается! Скорее всего, он выберет то, что полегче. Правда, за ним стоят его родители, вся надежда, что они помогут сделать правильный, основанный на их амбициях, опыте и представлениях выбор. Чтобы у Иванова, Петрова была возможность выбора после окончания школы, он должен получить твердый и обязательный минимум знаний, которые и помогут ему определиться в жизни, ведь после окончания школы трудно что-либо исправить. Мне кажется, что в детстве, когда жизненный опыт так мал, трудно сделать правильный выбор. Сошлюсь еще на один классический и поразивший меня пример. В письмах великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева однажды с горечью прочитала: «Маменьке надо было привязывать меня к стулу и заставить заниматься музыкой! Увы! Не привязывали и не заставили, а страстное желание играть на пианино осталось неутоленным!» В зрелом возрасте трудно восполнить то, что легко и естественно дается в детские и юношеские годы. Демократизация демократизацией, но настойчивый труд есть труд, и он должен быть в основе всего учебного процесса, воспринимать школу только как радостный этап в жизни ребенка вряд ли справедливо. Другое дело – радость от полученных результатов каждодневного и упорного труда, она непременно будет, но не сразу, зато какой воспитательный момент – преодоление лени, неуверенности в своих силах, дисциплина мятущегося духа!..Теперь о самом термине «школа будущего». Друзья мои, мы живем здесь и сейчас. Думать о том, какой будет школа будущего, конечно же, надо, но я твердо знаю: будущее моих учеников начинается сегодня, на моем первом же уроке, и от того, как он пройдет, что останется в головах учеников, сумею ли я заинтересовать их в желании получить знания, зависит одна из составляющих их будущего. Почему-то доминирует привычка просто надеяться на будущее. Но принцип «здесь и сейчас» должен реализоваться в учебном процессе, не дожидаясь никакого будущего, даже ради того, чтобы это будущее как возможность перспективы рождалось и формировалось урок за уроком, день за днем. Упущенное для получения знаний время не вернешь! Понятия «глобализация», «интеграция» для тех, кто сидит за школьной партой сегодня, не пустой звук, это та реальность, в которой им предстоит жить. И это достаточно суровая реальность, чтобы не только не потеряться в ней, но и преуспеть, найти себя, занять свое место, предстоит много трудиться. «Привычка к труду благородная» не появится сама собой. И это тоже должно найти свое отражение в реформе образования. Мы живем в суровом мире, это не детский сад, где воспитанников водит за ручку воспитательница, потому наша обязанность готовить сильных, уверенных в себе, самостоятельных людей. Если бы спросили меня, какие предметы я считаю главными, базовыми в новых программах, то я скорее всего на первое место поставила бы математику и русский язык. Далее предметы с учетом направления специализации школы: химия, иностранный язык, литература. А физическая культура должна присутствовать в учебном процессе как не требующая никаких доказательств аксиома, нам нужны здоровые дети, и это вряд ли нужно кому-либо доказывать.Мы иногда вспоминаем и такой термин, как «конкурентоспособность», сегодня он имеет особую актуальность. Наши воспитанники – а ведь речь идет о столице! – будут взаимодействовать не только внутри родного города и даже всей страны, но и на мировом уровне. Значит, рядом с ними окажутся лучшие представители других стран. Тот, кто знаком с современной китайской системой преподавания, знает, с каким упорством, трудолюбием маленькие китайцы готовятся к этой встрече. Сегодня китайские чиновники заменили школьникам ранцы на тележки с колесиками, в которых лежат учебники, чтобы, получая максимум знаний, до минимума свести нагрузки на неокрепший организм. Вот с какой силой и уровнем подготовки нам предстоит конкурировать! У нас, вне всякого сомнения, очень талантливая нация, очень талантливые дети, но лень и отсутствие внутренней дисциплины становятся тормозом на пути этой талантливости и успеха. Успешное преодоление учебных программ и будет способствовать становлению необходимых личностных качеств. Большое начинается с малого! Более того, убеждена, нет слабых детей, есть нераскрытые таланты. Этот девиз мне близок, и я стараюсь, чтобы диалог «учитель – ученик» был диалогом, а не монологом. О профессионализме и не только… Чтобы учить детей, учитель должен постоянно учиться. И каждый урок – это урок не только для ученика, но и для учителя. Конечно, если он любит свою школу, своих детей, свой предмет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте