«Я обычный учитель средней школы, попавший волей судьбы в круговерть неординарных событий» – так начинает рассказ о себе преподаватель истории и обществознания пермской школы №27, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2022 Екатерина Александровна Горошенкина. «В суматошный век инноваций и «цифры» я горжусь своей традиционностью, – продолжает она, – а новое считаю плохо забытым старым». Сразу становится понятно: личность перед нами загадочная, наверняка полная сюрпризов. По мере того как Екатерина Александровна раскрывается в процессе общения, становится все яснее: впечатление не ошибочно, а ничто человеческое, детское и родительское педагогам отнюдь не чуждо…
– Екатерина Александровна, как вы пришли в профессию и затем в конкурсное движение?
– У меня в этом плане все стандартно. В профессию пришла по итогам наблюдений за мамиными успехами, она у меня педагог по истории и обществознанию. Я вообще скорее традиционный, чем инновационный учитель, да и работаю в обычной средней общеобразовательной школе заводского района. Выбирала направление между журналистикой и педагогикой. По итогам разговора с учителем русского и литературы в девятом классе определилась в пользу последней. Да и мамин пример – счастливого учителя – всегда был перед глазами. Она в профессии четыре декады и не потеряла за это время ни любви к делу, ни энтузиазма, ни горящих глаз. В детстве я ревновала маму к профессии. В нашем доме всегда толпились ее ученики, делились своими проблемами, и она не могла отказать. Я понимала, что единственный вариант пообщаться с мамой – идти в школу. Большую часть своего дошкольного детства я провела именно там!
– В чем секрет любви к работе вашей мамы? Передалось ли это чувство вам по наследству?
– Во-первых, у нее это призвание. Во-вторых, у нее интересная жизнь вне школы, невзирая на объем нагрузки. Мама – заядлый рыбак, у них с отцом есть лодка и полная амуниция. Если жить только школой, быстро наступит выгорание. Какой бы любимой ни была работа, необходимо переключаться.
Любовь к делу по наследству мне передалась. Мне вообще крайне важно увлекаться тем, чем я занимаюсь! Получаю удовольствие от нашей школы, книжных полок в форме дерева, где организован буккроссинг, от движения, от работы детских объединений. Второй интерес у меня связан с методикой. Именно он привел меня на конкурс. Состязание стало выходом из зоны комфорта: хотелось, чтобы оценивали меня, а не я других, чтобы на меня посмотрели со стороны дети и родители. Стресс, который я испытывала на конкурсе, – тоже вариант увлекательной жизни вне школы, вызов самому себе, даже не столько в плане результатов, сколько в плане моей эмоциональности, попытка обуздать свои страхи, волнение. Я придерживаюсь такого мнения: на конкурсе ты что-то заявляешь, например позицию в отношении воспитания, своего взаимодействия с родителями, детьми, коллективом; показывая урок, ты говоришь профессиональному сообществу: «Я вот так работаю». Не могу судить о других регионах, но, когда у нас проходит краевой конкурс, все уроки выкладываются в свободный доступ в Интернет. Родители и дети могут посмотреть мое конкурсное выступление и сказать: «Да, этот педагог так же проводит обычный урок». То есть это не попытка создать нечто невообразимое, а повседневная практика. Ролик может подтвердить, что ценностей, которые я проговариваю на конкурсном уроке, придерживаюсь и на работе, в школе. Состязание – это еще и мостик между педагогом, детьми и их родителями. Если учитель одинаков и на конкурсе, и в школе, ему можно и нужно доверять.
– Как выстраиваются ваши отношения с учениками? Как дети отреагировали на вашу победу в региональном этапе «Учителя года»?
– Если бы ребята отреагировали плохо или никак, я бы поняла, что ценности, которые транслирую на конкурсе, как минимум ошибочны. Но я удостоверилась в их правильности, потому что от детей чувствовала огромную поддержку. Если ребята доверяют в повседневной жизни, от них будет большая отдача и на конкурсе, в том числе в мелочах. Например, на заочном этапе мы снимали урок. Я никогда не репетирую, всегда выступаю за естественность. Если уроки посмотреть со стороны, это как раз заметно: мы с ребятами и допускаем ошибки, и тут же их исправляем. И вот я сказала десятому классу: «Завтра в библиотеке в 10 утра снимаем урок». Вечером накануне занятия дети создают беседу, где пишут: «Все получится!», «Все пройдет отлично!», а после урока: «Здорово! Замечательный урок!» Большая эмоциональная отдача от учеников помогла мне понять, что обучение – точно процесс взаимный.
Что касается коллектива, 80% – педагоги, у которых училась я. В школе меня знают с детства, тем не менее относятся уважительно. Например, никогда не сталкивалась с тем, чтобы мне «тыкали». Я стала коллегой, так меня и воспринимают. Патронат все равно присутствует, но и со стороны коллектива педагогов поддержка ощущалась, чувствуется и сейчас.
Тем не менее я прекрасно понимаю: если ты выходишь в публичное пространство, за твоей спиной говорить будут разное. Когда я в первый раз выиграла конкурс в 2018 году, у меня был небольшой стаж работы – 4 года. Никто не ожидал подобного исхода, а главное – я сама. При прочтении комментариев под постами о моей победе я встречала разные высказывания, в том числе и те, которые удивляли меня неприятно. Однако, поразмыслив, пришла к оптимистичным выводам. Во-первых, я не прочитала ни одного негативного отзыва от людей, знавших меня лично. Во-вторых, если ты выходишь «за пределы двора» и демонстрируешь себя, будь готов к разным реакциям. В-третьих, я поняла, что своих детей учу правильно. Я учу их осознанию: когда ты говоришь, за твоими словами стоит человек, а также ты аргументируешь. Я воспитываю в них адекватное восприятие критики. Когда человек посмотрел урок и отметил детали, которые его не устроили, – это одно. Когда же он выражает мнение, не вникая в вопрос, чаще всего за негативными комментариями стоит некая личная боль, транслируется собственный опыт. Многие тогда, в 2018‑м, не могли поверить, что учитель совершенно обычной школы вдруг побеждает в престижном конкурсе, хотя у нас все настолько прозрачно и открыто, что в честности судейства сомнений не возникает.
– Вы шли на конкурс с командой или выступали одиночкой?
– Следует еще раз отметить, что конкурс состоит из нескольких уровней. На уровне школы я благодарна педагогическому коллективу и администрации за хорошее знание специфики моей работы и характера. Меня никак не контролировали, понимая, что я приду и покажу результат труда, когда все будет готово. Для меня это была главная поддержка. Со мной в постоянном контакте пребывала завуч нашей школы Жанна Аркадьевна Стацура, которая была моим учителем мировой художественной культуры. Она улавливает на уровне высоких материй, какое слово в какой момент времени нужно сказать именно мне. На краевом этапе мне понадобилась серьезная методическая поддержка и помощь коллег-историков. Большое количество разноплановых испытаний требует консультаций. Сотрудники Центра развития системы образования, Валентина Леонидовна Красносельских, директор 2‑й школы, всегда были готовы что-то подсказать, посоветовать, поделиться своим видением прохождения этапов конкурса. Без команды участвовать в состязании невозможно. Она нужна и в эмоциональном, и в профессиональном, и в методическом плане, и у меня была прекрасной. Я рада, что люди, которые мне помогали на краевом этапе, готовы поддерживать меня и дальше.
– Что вы бы сами хотели прочитать в нашей газете о себе?
– Вы знаете, многие говорят об инновационности педагогического опыта или методики, а я как раз горжусь своей традиционностью. Для меня всегда были важными два момента – воспитательная составляющая и очень глубокая предметная содержательность урока. Мне бы хотелось акцентировать внимание на том, что я такой учитель, который пытается развиваться в профессиональном плане, и тут мне повезло, меня окружают историки, начиная с мужа. Мы ездили вместе в экспедиции, я сбилась со счета, сколько раз побывала в ГАРФе. Я цепляюсь за любую возможность развиваться как ученый. Несмотря на то что мы школьные педагоги по истории, мы постоянно твердим детям: «Историю нужно проживать, ее героям – сопереживать, испытывать эмпатию к событиям, грамотно аргументировать собственную точку зрения». Мы не все имеем возможность работать в архивах, но читать современную историческую литературу, держать руку на пульсе современной исторической науки – наша прямая обязанность.
– Согласны ли вы с точкой зрения, что учитель истории, проживая исторические события, должен рассказывать или не рассказывать о них детям строго определенным образом?
– Для меня события современности – предмет исследования науки под названием «Политология». Моя позиция как учителя – надо уметь ребенка выслушать, определенные корни исторических событий до него донести, чтобы школьник понял, в каком фрагменте история искажается. Когда я слушаю ученика, он начинает раскрываться, доверять. Ребенок может подойти к педагогу и спросить, как ориентироваться в ныне происходящих событиях. Учитель истории может выступить в роли такого ориентира, но профессионально исследовать современность – задача политологии. Это другая наука, и в ней тоже необходимо быть специалистом, чтобы сформировать и сформулировать компетентное мнение по злободневным проблемам.
– Что бы вы хотели пожелать и посоветовать коллегам из других регионов, читателям нашей газеты?
– В своей деятельности нужно всегда находить нечто уникальное. Иногда в процессе повседневной работы учитель об этой задаче забывает. Порой следует остановиться, поразмыслить и понять, что есть большое количество различных пунктов, за которые любой из моих коллег может себя похвалить, которыми по праву может гордиться.
Второй момент – не бояться выходить из зоны комфорта и постоянно учиться. Понимать, что наша профессия предполагает постоянное развитие, и предметное, и методическое, и взаимодействие с коллегами. И третье – находить время для себя, отдыха, семьи. Учитывать ресурсосбережение, для того чтобы много отдавать, а специальность педагога это подразумевает, силы надо где-то брать.
– Где же вдохновение черпаете вы?
– У меня несколько источников. Я пишу сказки, они были моим увлечением с детства. Второе хобби – блог «Учитель на прогулке», который зародился в период декрета. Это неформальная часть меня. Блог начинался с описания будней материнства. Первая заметка родилась, когда мой сын, ребенок учителя года, рыдал посреди большой площади на фоне батута, на который я не пускала его на следующий сеанс. Прохожие вздыхали, давали мне советы, рекомендовали, как правильно поступить, наказать, научить. Я потерпела полное материнское фиаско, по-другому взглянула на многие вещи после того случая, в том числе на общение с родителями своих учеников. В блоге я говорю о том, что я тоже человек, рассказываю о своем ученическом опыте, о формировании ценностей, делюсь педагогическими наработками: ранее – в разных соцсетях, теперь – только во ВКонтакте. Ну и, наконец, главный источник моей энергии – семья. Помню, меня шокировала фраза университетского преподавателя: «Никто не учит быть родителем». Мы, педагоги, разговариваем с мамами и папами, а ведь они не учителя по образованию! Когда я увела собственного ребенка в чужих сапогах из детского сада, не заметив, что они больше на два размера, когда стояла, опустив голову, а нянечка строго отчитывала меня: «Ну родители пошли!», я поняла, как круто оказываться в разных ролях и ситуациях! Как я теперь могу, не показав маме или папе ученика путь, просто так его отругать? Поэтому «Учитель на прогулке» – дневник, призванный показать, что мы все несовершенны: и мои коллеги, и родители, и ученики. Я, возможно, даже слишком простая, о чем нисколько не жалею, потому что ничто человеческое педагогу не чуждо!
Зоя КОНДРАТЬЕВА
Комментарии