Чем грозит принятие закона «о замене льгот» образованию? Какие позиции утрачены? Что удалось отстоять? Комментирует Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке:
– Мы в Комитете не испытываем чувства эйфории от того, каким получился закон. Но на мой взгляд, ректорское и научное сообщество выработало эффективный механизм взаимоотношений, позволяющий решать возникающие проблемы. Отмечу, что созданный при Комитете совет по профессиональному образованию помог нам подготовить многие поправки.
Вступив в силу, принятый закон проведет довольно жесткую границу между федеральными и другими образовательными учреждениями. При этом федеральное учебное заведение сегодня находится в более выгодном положении, потому что его нормативное, правовое поле практически полностью очерчено в существующем федеральном законе. Правовое пространство региональных образовательных учреждений сегодня практически не сформировано. Не случайно Государственная Дума в своем постановлении рекомендовала региональным органам власти в сжатые сроки принять необходимые нормативные документы.
Какие проблемы, волновавшие образовательное сообщество, нам удалось решить? Мы отстояли право образовательных (я говорю о федеральных и негосударственных) учреждений достаточно свободно пользоваться бюджетными и внебюджетными доходами, устанавливать размеры надбавок, премий и других стимулирующих выплат. Вузы по-прежнему могут арендовать помещения и сдавать их в аренду. Разработка и принятие устава осталась прерогативой самого вуза.
Из законопроекта убрана норма, которая запрещала выдавать лицензию в том случае, если образовательное учреждение имеет имущество в оперативном управлении. Вопросы создания, ликвидации и реорганизации образовательного учреждения будут решаться на основе федерального закона, а не в порядке, устанавливаемом правительством. Это тоже очень важно.
Особый разговор о сельских учителях. Нам удалось в полном объеме сохранить те льготы, которые были прописаны в Законе «Об образовании». Сельский учитель по-прежнему будет иметь право на бесплатное жилье, отопление и освещение. Региональные власти должны определить нормативы и объемы финансирования на эти цели. Кроме того, в постановлении Госдумы есть пункт, в котором идет речь о субсидиарном финансировании этой нормы. Сегодня на эти цели из федерального бюджета ежегодно выделяется около 1,8 миллиарда рублей. Мы хотим, чтобы порядок выделения субвенций был сохранен.
Что касается заработной платы, то в законе записана жесткая норма: ни у одного работника, имеющего прежний объем работы, с 1 января 2005 года зарплата не может быть ниже той, что сложилась с учетом всех надбавок и доплат на 31 декабря 2004 года. Это значит, что региональная власть не имеет права отменить ни одну из существующих надбавок и доплат. Для этого нет никаких оснований. Сегодня все регионы, и в первую очередь дотационные, получают трансферты, которые были рассчитаны с учетом этих доплат. В 2005 году объем трансфертов не уменьшится, а увеличится. Это значит, что у региональных властей нет оснований для отмены надбавок.
Сегодня задача Думы, профсоюза, образовательного сообщества – проконтролировать выполнение этого закона в регионах.
Очень важная проблема – льготы студентам. Практически все они изъяты. Что мы получили взамен? С 1 сентября 2004 года с 5 до 25 процентов увеличится доля стипендиального фонда, которую вузы смогут расходовать на оказание адресной помощи студентам. Конечно, эти средства полностью не покрывают изъятых норм. Но до сих пор абсолютное большинство льгот существовали только на бумаге, поскольку действие закона всякий раз приостанавливалось из-за отсутствия средств. С 1 сентября студенты начнут получать «живые» деньги, которые вузы будут распределять самостоятельно.
Особо хочу сказать о негосударственных вузах. Сегодня бытует мнение, что государство хочет все частные вузы закрыть. Ничего подобного. Оно хочет, чтобы все учебные заведения – и государственные и частные – качественно готовили специалистов. Государство, конечно, будет ужесточать и лицензирование, и аттестацию, но оно не собирается создавать никакой дискриминации на этом рынке. Нормы, которые сегодня не только сохранены, но и четко конкретизированы, поставят точки над i в этом вопросе.
Не до конца решена проблема региональных вузов. Сегодня мы должны согласиться с тем, что высшее образование, наука – это компетенция федерального центра. Такое понятие, как «региональное высшее учебное заведение», из закона изъято. Что это значит? Сегодня у нас в стране 44 региональных вузов и 16 муниципальных, причем большая часть из них имеет аккредитацию. Теперь эти вузы окажутся вне правового пространства. До 2007 года будет действовать переходный период, в течение которого они смогут существовать на прежних условиях. А за оставшиеся три года придется решать проблему. Федеральная власть изъявляет желание взять эти вузы на федеральный уровень. Но я не думаю, что этому обрадуются региональные власти, ведь при этом у них могут забрать солидный кусок средств из налогооблагаемой базы. Возможно, нам удастся внести изменения в 95-й и 131-й законы, записав, что региональные вузы – предмет совместного ведения. Тогда проблема будет снята.
Комментарии