Только не подумайте, что перед вами всего-навсего какой-то банальный глиняный черепок, обмотанный сеткой, или кусок сомнительного цвета войлока, которому придали по меньшей мере странную, непонятную форму. Это вовсе не утиль с ближайшей свалки, а коллекция шляп московской художницы Виолетты Литвиновой. Звучит заманчиво? Подскажу адресок – Московский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, пароль “Кофейня Безумного Шляпника”.
Для того чтобы хоть что-то понять в ее шляпах, нужно для начала понять саму Литвинову, недаром они “ее дети”, а в особенно торжественных случаях – “скульптуры для головы”. Ради своих шляп Виолетта готова на все: говорят, когда окончательно озверевший от жениной работы муж возопил, мол, либо я, либо шляпы, Виолетта не раздумывала ни секунды: конечно, шляпы.
– С мужчинами у меня вообще особые отношения, – улыбается художница, – один-единственный раз познакомилась на улице с молодым человеком и то только потому, что он был в умопомрачительной шляпе и тем поразил меня в самое сердце.
“Кофейня Безумного Шляпника” – изящный поклон в адрес Льюиса Кэрролла и целый таинственный мир – графика, фотографии и вырезки из старинных журналов, деревянные шляпные болванки, допотопная швейная машинка “Харкiв”, фарфоровые куклы и, конечно, сами шляпы – фрагменты коллекций Литвиновой разных лет. Среди фаворитов самой художницы – механическая шляпа-танк или шляпа-зонт, как вам больше нравится. Зонт надевают на голову, пластиковые лепестки раскрываются, а там – детский танк Т-34.
Открывал “Кофейню” показ – шляпы сезона осень/зима 2002-2003. Бархат, фетр, мех, пластик, перья, стразы и даже старые джинсы – элегантность и независимость можно сотворить из чего угодно. Интереснее всего пиратские треуголки и цилиндры, окутанные вуалью, – большой привет из сказки про Пастушку и ее Трубочиста.
– Меня до сих пор иногда обвиняют в том, что я никак не избавлюсь от “прозападного” стиля, – вздыхает Виолетта, поправляя сползающий на лоб цилиндр, – но что же поделать, если я родилась в Таллине, в юности перезнакомилась со всеми тамошними старушками-модистками, которые еще чуть ли не царя помнили. До сих пор, когда проблемы с вдохновением, еду домой настраиваться на нужный лад среди черепичных крыш.
По словам Литвиновой, шляпы идут всем, кто независим и не боится показаться чуточку странным, не таким, как все. Чем больше у вас шляп, тем больше судеб можно “перемерить”: колпак шута, шапочка мастера, митра, ушанка, кипа, тюрбан, пилотка, кепка, тюбетейка – голова кружится, как много жизней можно прожить за считанные минуты.
– Искусство – искусством, треуголки – треуголками, но ведь не выйдешь в таком виде на улицу. Что сегодня действительно модно?
– Во-первых, на улицу можно выйти во всем, в чем душа пожелает. Я любую свою шляпу могу надеть и отправиться по делам. Конечно, народ у нас странный, до всего ему дело есть: могут обидеть, оскорбить, нахамить. Это к слову о независимости и умении не замечать косых взглядов. Что касается моды – хорошо все, что вам идет: хороши и большие поля и шляпки-таблетки. Стоит отказаться, пожалуй, только от тяжелых громоздких меховых шапок, которые были так популярны в пору наших мам.
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии