search
main
0

Эхо подводных столкновений докатывалось до Москвы и Вашингтона

Режим секретности подводных операций, поддерживавшийся обеими противостоящими сторонами на протяжении всей “холодной войны”, оставил незаживающие раны, особенно у тех семей, которые потеряли своих товарищей и близких в ходе этих операций. За годы “холодной войны” случились десятки происшествий в результате того, что некоторые командиры американских подводных лодок вели себя более чем безрассудно.

Во время разведывательного похода лодки “Сордфиш” в 1960-1961 гг. около тихоокеанского побережья СССР советская подлодка, очевидно, попыталась всплыть, находясь под днищем американской лодки. “Сордфиш” была на перископной глубине, когда ее неожиданно тряхнуло от соприкосновения с чем-то. Один из членов экипажа вспоминает, что офицер в центральном посту, смотревший в перископ, увидел бортовые ходовые огни, которые включила всплывшая на поверхность подлодка. Когда “Сордфиш” сама всплыла, на поверхности ничего не обнаружили. По предположению экипажа, советская подлодка снова погрузилась.
Один из профессионалов хорошо помнит происшествие в начале 60-х гг. в Баренцевом море, в котором участвовали американская подлодка и советский эсминец. Он не уверен, но полагает, что это была “Скипджек”. Вместе с тем уверен, что американская подлодка вернулась домой “с лопастью винта в своем рубочном руле”. Возможно, это было одним из происшествий, упомянутых в газете “Нью-Йорк таймс” в мае 1975 г. В публикации говорилось, что одна из лодок спецпроекта “Холистоун” получила повреждение, когда стала всплывать под днищем советского эсминца в районе учений советского ВМФ.
В июне 1965 г. в Тонкинском заливе американская подлодка “Медрегал” ударилась и повредила греческое грузовое судно, за которым она наблюдала, а в марте 1966-го американская подлодка “Барбел” столкнулась с грузовым судном, которое подозревали в перевозке оружия, около порта на китайском острове Хайнань в Тонкинском заливе напротив Северного Вьетнама. В результате столкновения был оторван руль подлодки и часть его врезалась в корпус грузового судна. Столкновение было такой силы, что подлодку “Барбел” отбросило вниз, и она ударилась о дно на глубине около 30 метров. Позже вьетнамцы сообщили, что их судно затонуло, ударившись о какой-то подводный объект.
Столкновение подлодки “Барбел” было особенно неприятно для министра обороны США Р. Макнамары, который накануне дал указание руководству ВМС держать американские подлодки за пределами этого района, чтобы избежать усиления напряженности. “Барбел” в подводном положении отошла от затонувшего судна, не удосужившись проверить, жив ли кто-либо из членов его экипажа.
В декабре 1967 г. американская подлодка “Джордж Маршалл”, вооруженная ракетами “Поларис”, в Средиземном море получила скользящий удар от советской подлодки. Американцы знали о местонахождении советской подлодки, но не смогли на своей массивной субмарине достаточно быстро уклониться. Экипаж подтверждает, что столкновение было “скользящим ударом”, но все же оставило глубокий шрам на балластной цистерне правого борта лодки “Маршалл”.
9 октября 1968 г. произошло первое столкновение натовской разведывательной подлодки с советской атомной лодкой в Баренцевом море. Советская подлодка шла нормально, но неожиданно стала крениться на правый борт, ее корпус задрожал. Подлодка подвсплыла, и через перископ члены ее экипажа наблюдали силуэт другой подлодки. Крышку люка в боевую рубку заклинило. Ее удалось открыть только с помощью кувалды. Через несколько минут, когда командир смог выбраться на ходовой мостик, на поверхности моря никого не оказалось. По возвращении на базу моряки обнаружили в легком корпусе такую большую дыру, что, по словам одного из офицеров, “трехтонка могла бы свободно въехать через нее”. Судя по небольшим кусочкам стекол красного и зеленого цвета, а также по металлическим обломкам в дыре, советские моряки пришли к выводу, что их ударила иностранная лодка. Позже стало известно, что примерно в то же время одна из британских дизельных подлодок прибыла в Норвегию с поврежденным рулем. Советские моряки полагают, что их могла ударить и американская подлодка.
В ноябре 1969 г. рубочный руль американской подлодки “Гато” (бортовой номер SSN-615) задел корпус советской атомной ракетной подлодки “К-19” (по натовской классификации “Отель”), когда та проходила мимо американской лодки. Экипаж “Гато” слышал глухой скрип, когда лодки коснулись друг друга.
14 марта 1970 г. советская подлодка обгоняла американскую подлодку “Стерджен” в Баренцевом море и задела слева верхнюю часть ходовой рубки, оторвав от нее металлические плиты.
В июне 1970 г. произошло одно из самых тяжелых в “холодной войне” столкновений американской подлодки “Тотог” (бортовой номер SSN-639). Она столкнулась с советской подлодкой “К-108” (по натовской классификации “Эхо I”) недалеко от Петропавловска-Камчатского.
В 1970 г. президенту США Никсону сообщили, что звуки, записанные с гидролокатора, указывают на то, что советская лодка утонула. Уже после распада Советского Союза Борис Багдасарян, бывший командир советской подлодки, выступил с заявлением, что он командовал той подлодкой, которая столкнулась с “Тотог”, и что экипаж субмарины не погиб, а благополучно возвратился на базу.
В 1970 г. американская подлодка “Дейс” в Средиземном море ударилась о какое-то препятствие, накренилась на борт. Ее экипаж был почти уверен, что их ударила советская подлодка.
В марте 1971 г. в 17 морских милях от советского побережья американская подлодка спецпроекта “Холистоун” столкнулась с советской подлодкой.
В конце 1971 – начале 1972 г. американская подлодка “Паффер” (бортовой номер SSN-652) столкнулась с советской дизельной подлодкой недалеко от Петропавловска-Камчатского, советская подлодка неожиданно погрузилась во время завершения лодкой “Паффер” разведывательного галса. Обе лодки двигались очень медленно, и, как говорят члены экипажа “Паффер”, им показалось, что советская лодка просто “приземлилась” на американскую лодку, слегка коснувшись ее.
В мае 1974 г. американская подлодка “Пинтадо” столкнулась с советской подлодкой в советских территориальных водах на подходах к Петропавловску-Камчатскому. В момент столкновения обе лодки находились на глубине около 60 м. По словам экипажа, на подлодке “Пинтадо” в результате столкновения была почти полностью разбита антенна гидролокатора. Заклинило крышку торпедного аппарата и были повреждены горизонтальные рули. Вскоре после столкновения советская подлодка всплыла. По мнению экипажа, подлодка “Пинтадо” подошла близко к советской гавани, чтобы проверить систему подводной обороны. После столкновения “Пинтадо” срочно покинула место происшествия.
3 ноября 1974 г. американская подлодка “Джеймс Мадисон”, выходя из базы Холи Лох (Шотландия), столкнулась в Северном море с советской многоцелевой подлодкой. Во время погружения подлодка “Мадисон” почти села на советскую лодку, которая была скрыта своими шумовыми помехами.
В конце 1981 г. британская многоцелевая атомная подлодка “Скептр” столкнулась с советской атомной подлодкой, за которой она следила в арктических водах. По словам британского офицера, подлодка “Скептр” во время слежки на 30 минут потеряла из виду преследуемую лодку, затем последовал толчок.
В октябре 1986 г. американская подлодка “Аугуста” в Атлантике во время испытаний новой высококомпьютеризированной гидролокационной системы, которая, как полагали, должна была облегчить обнаружение других судов, ударилась о советскую атомную субмарину.
Вначале американцы категорически отрицали, что они причастны к гибели ракетного подводного крейсера стратегического назначения “К-219”. Однако в середине 90-х гг. некоторые американские подводники признались в том, что “Аугуста” врезалась именно в “К-219” в районе крышки ракетной шахты N 6, повредила ее, в результате чего в шахте произошла утечка ракетного топлива. Дальнейшее развитие этой аварии привело к гибели ракетоносца. Это и было показано в вышедшем в 1997 г. фильме “Враждебные воды”. Однако и по сей день члены экипажа и сотрудники военно-морской разведки говорят, что “Аугуста” не ударяла подлодку типа “Янки”. Она столкнулась с подлодкой типа “Дельта I”.
24 декабря 1986 г. британская подлодка “Сплендид” наблюдала за тяжелым подводным крейсером системы “Тайфун” Северного флота на учебном полигоне в Баренцевом море. Когда советская подлодка заметила слежку, то попыталась скрыться. Командир британской лодки допустил ошибку при маневрировании, в результате советская лодка коснулась британской лодки, оборвав при этом ее буксируемую антенну гидролокатора. “Тайфун” возвратился в базу, обвитый буксиром от британского гидролокатора.
11 февраля 1992 г. американская подлодка “Батон-Руж” столкнулась с русской подлодкой типа “Сиерра” – самой новой тогда и самой бесшумной лодкой из построенных на советских судоверфях. “Батон-Руж” следила за этой лодкой около 12-мильной зоны, в районе Мурманска, когда американский командир потерял из виду преследуемую лодку и она неожиданно ударила “Батон-Руж” снизу. Ни та, ни другая лодка не пострадали сколько-нибудь значительно, никто не был ранен.
20 марта 1993 г. американская подлодка “Грейлинг” в Баренцевом море столкнулась с российским подводным крейсером стратегического назначения (по натовской классификации “Дельта III”). “Грейлинг” преследовала эту лодку в 105 милях к северу от Мурманска, прямо в середине учебного полигона Северного флота. Наша сторона заявила, что их лодка в течение часа шла прямым курсом с постоянной скоростью на постоянной глубине, когда “Грейлинг” оставила глубокую вмятину на правой скуле русской лодки. Никто, к счастью, не пострадал.
Этот инцидент был тем, чего боялся госдепартамент США после ухода Рейгана с поста президента. Новость о том, что “друзья России” из США продолжают посылать свои подлодки болтаться около самых засекреченных русских портов и баз, конечно, была им неприятна.
Сначала Пентагон заявил, что “Грейлинг” следила за новейшей русской подлодкой типа “Дельта IV”, но российская сторона настаивала, что это была подлодка типа “Дельта III”, которые производились еще в конце 1970-х годов. Президент Клинтон принес Ельцину официальные извинения и сгладил напряженность в самом начале встречи в Ванкувере, пообещав предоставить России 1,6 млрд. долларов для поддержки реформ.
Все упомянутые столкновения подводных лодок – лишь малая часть инцидентов, которые происходили в морских глубинах ежегодно. По данным Главного штаба ВМФ, в годы “холодной войны” каждый год в среднем происходило до пяти подобных инцидентов. Каждый из них мог превратить “холодную войну” в самую что ни на есть “горячую”.
К сожалению, несмотря на то, что Россия участвует в программе “Партнерство ради мира”, согласна сотрудничать с НАТО и никому не угрожает, российские корабли и подлодки по-прежнему остаются объектами слежения со стороны иностранных ВМС, и в первую очередь США и Великобритании. Во время печально известных учений Северного флота в августе 2000 г. в Баренцевом море с целью подводного шпионажа находились две американские и одна английская подлодки, а также надводные корабли и авиация НАТО. Разведывательная миссия кораблей и субмарин НАТО продолжается.
Владимир ГУНДАРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте