Я не кинокритик, не разбираюсь в тонкостях сценарного дела и съемок художественных фильмов, но все же возьмусь рассуждать о фильме. О «72 метрах», рекламу которого еще не столь давно можно было услышать даже из включенного утюга.
Я пошел в кинотеатр не из-за рекламы. Отслужив 25 лет на Военно-Морском флоте и потеряв нескольких своих сослуживцев в мирных условиях (один из них – капитан 1 ранга Владимир Багрянцев, старший на борту «Курска» во время его последнего выхода в море), я просто не мог не посмотреть этот фильм. Тем более что за последнее время ни одного стоящего отечественного кинофильма о флоте не было. А тут еще кто-то из специалистов- пиарщиков произнес, что «72 метра» – это наш аналог американского фильма «К-19». Помните эту полную драматизма картину про советскую атомную подлодку, сделанную на документальных событиях?
Откуда заокеанским режиссерам и актерам было знать, что такое русский героизм? Другое дело – наши. И режиссер Владимир Хотиненко – большой специалист в своем деле, и прекрасно подобранная группа актеров, и известный на флоте мастер сатирического слова бывший подводник Александр Покровский, по чьим произведениям написан сценарий. В результате же получилось…
На мой взгляд, дело даже не в многочисленных, бросающихся в глаза даже неспециалисту неточностях и абсурдах (нормальное освещение во взорванной и лежащей на грунте подводной лодке, совершенно нелепый отбой до 6 утра в отсеке, где кислорода осталось на считанные часы и т.п.). Дело в том, что трагедия превращена в фарс, и все выдается за героизм. Фарс – это, например, когда офицер, пусть он самый веселый и бесшабашный во всем подводном флоте, спустя час после своего чудесного спасения (его товарищи, нарушив все инструкции, отдраили межпереборочный люк в аварийной ПЛ), после жуткого плавания в одном отсеке с телами своих погибших товарищей начинает травить морские байки. Это не просто монолог актера. Режиссер передает эту байку, снимая обособленный от общего действия фильма комический ретроспективный эпизод, как бы отправляя героя в прошлое. Временно списанные на берег подводники работают на селе и решают помочь старушке забить на мясо корову. Зарезать ее никто не решается. Тогда к голове коровы прикрепляют взрывчатое вещество, поджигают длиннющий бикфордов шнур… В результате корова остается цела и невредима, а сарай, где она содержалась, взлетает на воздух. Но даже если допустить мысль, что чудом спасшийся офицер-подводник, он же рассказчик-юморист – человек совершенно «отмороженный», что он просто решил подбодрить моряков, то все равно вставлять этот комический эпизод с коровой в сцену, когда у зрителя в горле встает ком из слез и жалости, нельзя из соображений элементарной этики. Этот эпизод преследует совершенно иную художественную задачу, и в результате отснятый как маленькая комедийная история, нисколько не раскрывающая героизма моряков, характеры офицеров, становится глумлением над людьми, попавшими в безвыходное положение.
А зачем было флотскую расхлябанность возводить в культ и так гротескно окарикатуривать? Не впадали морские офицеры в двухнедельные запои даже по случаю своего дня рождения. А если и случалось нечто подобное, вряд ли такого офицера оставили бы служить на флоте, тем более в подплаве. И не носят мичманы в карманах пистолетов. Представляете, какая бы началась «веселуха» на флоте, если бы каждый моряк, или через одного, имел при себе ПМ. А что касается отсутствия кислорода в баллонах в индивидуальных спасательных комплектах по вине мичмана, который не проверил их на базе, перепоручив это дело матросам, что касается полного пренебрежения флотского командования к поиску утонувшей ПЛ вблизи берега (ни катера, ни вертолета, ни одного корабля не оказалось в районе, когда из аварийной лодки через торпедный аппарат на поверхность воды вышел человек), то возникает вопрос – о чем фильм: о флотском бардаке или о героизме?
И к чему цирк с татуировкой у командира на руке? На той самой руке, которой он отдавал воинскую честь, которой он здоровался с адмиралами, прежде чем был назначен на такую должность… Да нам кольцо обручальное носить запрещалось, а о такой вызывающей наколке в тюремном стиле даже не могло быть и речи. В самом крайнем случае командира бы заставили вывести эту наколку. Я готов поспорить сразу со всеми продюсерами и авторами фильма «72 метра», что нет среди нынешних командиров кораблей или лодок ни одного офицера с подобной татуировкой на пальцах правой руки. И не было. Вплоть до середины 1970-х, когда я надел погоны.
Но даже если бы и было, то все равно – ставить и показывать подобный фильм о гибели подводной лодки, когда страна пережила общенациональную трагедию, связанную с гибелью «Курска», следовало бы очень аккуратно. Авария лодки в фильме, вызванная взрывом морской мины времен второй мировой войны, – это аналогия той трагедии в Баренцевом море. А чтобы у зрителя не возникло в этом сомнений, искусственно, буквально «за уши» притянули эпизод со стрельбой с «Петра Великого» (именно на него долгое время грешили как на главного виновника гибели «Курска»), «оставили в живых» один отсек и даже имя командиру дали Геннадий. Вместо памяти по-геройски погибшим морякам, по подводникам «прошлись» сатирической пародией с элементами трагедии под названием «72 метра».
Виктор СИРЫК, журналист, капитан 1 ранга запаса
Комментарии