search
main
0

Егор Строев, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ: Моя мечта – парк “XXI век” в орловском Полесье

Его жизнь расписана по минутам, а неделя поделена на две части. Первая половина проходит в Москве, вторая – на Орловщине. 40 минут между ними он проводит в воздухе, в самолете, когда покидает и вновь возвращается в родные места. Здесь его родина, глубокие корни, трудовая политическая карьера, семья и люди, с которыми вырос и учился, прошел и продолжает идти по жизни. Этот человек, официально занимающий сегодня в табели о рангах третье место в стране, – Егор Семенович Строев, глава администрации Орловской области, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Орловская область, имея позитивный имидж стабильного и относительно благополучного региона в экономике, политике, во многих образовательных проектах также задает тон и в чем-то опережает федеральные реформы.
Кроме того, центральная пресса чаще показывает Егора Строева как политика, руководителя Верхней палаты Федерального Собрания, как экономиста (сам он крупный ученый, доктор экономических наук, академик Российской академии сельскохозяйственных наук) и очень редко как человека, радеющего за образование. То, что он именно таким является, я услышала от многих орловчан. Сама убедилась в этом, побывав на орловской земле.

– Егор Семенович, за вами закрепился образ взвешенного политика, человека, умеющего слушать и слышать других, тонкого дипломата, руководителя, который умудряется сочетать прошлое с настоящим… Вы с этим согласны?
– Что ж, весьма положительный образ. Это как раз те качества, которые необходимы руководителю, управленцу любого уровня. Без них просто нечего делать во власти и претендовать на лидерство, занимать высокие посты. Я считаю, что без умения слушать и слышать людей, без компромиссов и взвешенности нельзя идти в политику, браться за решение судеб людей и народов. Что касается связи прошлого и настоящего – это суть и смысл жизни, условие развития общества и государства, да и самого процесса становления человека, его духовного и нравственного мира.
– На Госсовете вы говорили о том, что мы вошли в принципиально другую систему, имея в виду рыночную экономику, и что новое поколение следует готовить под эту систему. Но там же вы сказали о необходимости “помнить накопленный опыт прошлых лет”. Нет ли здесь противоречия?
– Противоречий не вижу. Хорошая память – это не только дань уважения к прошлому, но и извлечение уроков из пройденного нами пути. Нельзя забывать о том, что наша школа и учитель вывели страну за короткий исторический отрезок из тьмы и невежества. Мы стали одной из самых образованных наций в мире. Не помешало бы нам вспомнить и замечательные страницы русской классической школы, которая давала блестящие знания иностранных языков, отличалась высоким уровнем преподавания общественных, юридических дисциплин. Психология, логика и ораторское искусство были обязательными предметами. Но жизнь не стоит на месте. Как бы консервативен ни был процесс обучения (а школа, согласитесь, изначально консервативна, отчасти в этом ее сила), он все равно требует изменений. Другая система преподавания должна вытекать из стратегии социально-экономического, демографического развития самой страны. Нужно отбросить то, что перегружает сознание ребенка, и ввести новые дисциплины, связанные с экономикой, социальной защитой граждан, их правами. Все то, что отвечает веяниям жизни. А самое главное – пересмотреть отношение к учителю.
– Что вы имеете в виду?
– Нищий учитель – это позор нации. А ведь были времена, когда скромный преподаватель гимназии К. Э. Циолковский мог на свое жалованье не только дом построить, семью содержать, но и издавать книги по космонавтике. Недавно правительство внесло предложение об увеличении зарплаты вдвое. Мы же уже с 1 августа увеличили ее на 50%, и теперь средняя зарплата учителя составляет 1571 рубль. Но стратегическую задачу я вижу в том, чтобы поднять статус учителя до государственного служащего, как, например, в Германии. Когда в Берлине я спросил, сколько у них госслужащих, мне ответили: “45 тысяч”. “Может быть, 4,5 тысячи?” – переспросил я. Потом разобрались. Все учителя в этой стране считаются госслужащими.
– Значит, вы опередили центр и практически решили поставленную правительством задачу. Госдума совсем недавно сказала “да” по этому вопросу. А как проголосует 15 ноября Совет Федерации? Говорят, не все губернаторы будут “за”.
– Вопрос повышения зарплаты учителям, врачам, работникам культуры перезрел. Официально заявляю – это требование регионов. Этот вопрос почти каждый раз поднимается на Совете Федерации. И именно губернаторы, сталкиваясь напрямую с бедственным положением учительства, инициировали изменение ситуации. Кто-то раньше, кто-то позже решал проблему. Москва была первой, затем Санкт-Петербург, а нефтяные регионы тем более. Но вся Россия, дотационные области не могли этого делать по известным причинам. Подчеркиваю, не могли, а не “не хотели”.
Нет сомнений в том, что мы проголосуем за повышение зарплаты учителям. Это бесспорно. И пусть никто не сеет сомнений. Эти сомнения от лукавого. Регионы будут спорить о межбюджетных взаимоотношениях. Это два разных понятия.
Никогда, повторяю, не будет у Совета Федерации возражений против учителя. Возражения могут быть только против неправильной методики межбюджетных отношений, между федеральной и региональной властью, с одной стороны, и разницей в бюджете регионов – с другой. Случилось так, что главный показатель душевого выделения финансовых ресурсов из федерального и местного бюджетов разнится иногда 1 к 30. Спрашивается, мы живем в одном государстве, равные субъекты федеральных отношений? Почему же есть финансовое неравенство, нет бюджетного федерализма? Спор не против учителя. А за него. А также за равенство субъектов Федерации. Этот процесс – вечный, он имеет место и в других европейских странах. Но не решать его – значит не продвигаться по всем другим вопросам вперед.
– Вы хотите сказать, что пресловутый вопрос взаимоотношений центра с регионами по-прежнему остается открытым? В связи с ним еще одна проблема: считаете ли вы приемлемым, когда губернаторы не выполняют или частично выполняют федеральные законы, постановления? Это также отражается и на системе образования?
– Я – государственник. По своей психологии, философии. В Совете Федерации решительно выступаю за целостность государства, за Конституцию, за подчинение региональных законов федеральным. Для окружающих меня людей в администрации, в Законодательном Собрании это альфа и омега в разрешении самого сложного и спорного вопроса. Если будет нарушен Основной Закон, не будет целостного, единого государства. В многонациональной стране это путь к расколу. Но федерализм для России – новое явление. Становление федерального государства идет болезненно. Многие законы, в том числе и Конституция, грешат несовершенством. Что делать региону, если законодательная база создает препоны для решения ежедневных, жизненно важных проблем? Писать свои законы? Кто-то здесь преуспел, поставив местную конституцию превыше российской. Не простой этот вопрос, но очевидно одно: законодательство на региональном уровне должно стимулировать федеральное. Все это нужно увязывать с общим направлением развития страны.
– Вернемся, Егор Семенович, в милую вашему сердцу Орловщину. Как вам удалось не только сохранить все образовательные учреждения, включая начальные и средние профессиональные, но и укрепить вузы, университеты, построить новые школы?
– Главный инструмент общественной жизни – образование, и все предшествующие годы мы старались умело этим инструментом пользоваться.
Без образования, без правильной подготовки специалистов вообще нельзя решать ни один вопрос экономический или социальный. В трудные годы сохранили науку, студенчество. Не закрыли ПТУ, не ликвидировали ни одной сельской школы. Есть и экономические достижения. Представьте, по количеству собранных налогов мы сегодня на первом месте. Не имея нефти, газа, золота, ни одного металлургического комбината, как в Белгороде, Липецке, без крупных машиностроительных заводов. Рост промышленности в прошлом году составил 130%, в этом – 125%. В аграрном комплексе все районы без исключения работают рентабельно. Зарплата крестьянам выплачивается, в село идут инвесторы. Сравните: в 94-м году 450 млн. рублей инвестировано в нашу экономику, в этом – 6,2 млрд. рублей. Это о чем-то говорит. К нам не идут, а бегут инвесторы, желая работать в стабильной политической обстановке.
– И, разумеется, это оказывает положительное влияние на развитие образования?
– Безусловно. Во-первых, в области сохраняется тенденция увеличения расходов на образование в общем объеме расходной части с 22% в 1998-м до 26,7% в 2001 году. Мы увеличим на 50% зарплату не только учителям, но в ближайшее время работникам начального и среднего профобразования, стипендии студентам. Разработали и ввели механизмы поддержки начинающих после студенческой скамьи специалистов, а также молодых ученых, аспирантов, одаренных студентов и учащихся. В этом году стипендию главы администрации будут получать 150 студентов, 15 аспирантов, 60 школьников и 330 сирот.
Большая наша забота – сельская школа. 84% школ в Орловской области – малочисленные. Картина типична для всей Центральной России. Чтобы развивать такие школы, нужно, во-первых, газифицировать села, что мы и сделали, развивать их инфраструктуру и, конечно, оснащать учебные заведения компьютерами, обучать детей новым информационным технологиям. Это задача номер один.
– Выступая перед студентами, вы привели такие цифры – 5500 рабочих мест сегодня не заполнено. Скоро потребуются 2500 работников в сфере обслуживания, которая успешно развивается в регионе. Вряд ли найдется еще одна область с такой картиной. Поэтому вы делаете ставку на профессиональное образование, причем и в НПО, и в СПО, и в высшей школе?
– Профессиональное образование, можно сказать, – эпицентр образовательного пространства нашего региона. Эта система ориентирована на нужды развития области, она работает на воспроизводство специалистов для экономики, социальной сферы и сельского хозяйства. Орловский государственный университет, которому недавно исполнилось 70 лет, – научный центр, поставщик высококвалифицированных кадров для всей Орловщины. Он, кстати, играет ведущую роль в реализации программы “Индустрия образования”, выполняет серьезные фундаментальные и прикладные исследования, тесно сотрудничает с научными центрами Франции, Германии. Недавно, как вы видели, мы открыли новую специальность в университете “Лечебное дело” и передали факультету бесплатно одно из самых лучших зданий Орла, которое принадлежало часовому заводу. В структуре Орловского государственного технического университета учредили Институт бизнеса. И еще одно новое здесь направление: создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений. Например, Орловский государственный технический университет – университет в форме многопрофильного юридического лица – объединяет образовательные, научные, производственные и другие структуры различных форм собственности.
Мы гордимся и другими вузами области, такими, как Орловский юридический институт МВД РФ, Орловская региональная академия государственной службы ФАПСИ, и другими высшими учебными заведениями, которых в области – 10. Отрадно, что тревожная тенденция “утечки умов” из России не прослеживается в нашем регионе. Почему? Мы серьезно занимаемся прогнозом потребности регионального рынка труда в кадрах различной квалификации, формируем систему трудоустройства выпускников, в том числе развивая целевую контрактную подготовку рабочих и специалистов. А наличие вакантных рабочих мест – свидетельство экономического роста области. Мы приглашаем специалистов из других областей. У нас находят работу и получают пристанище, обретают новую жизнь переселенцы из бывших союзных республик. Хорошо, что люди едут к нам. Жизнь, значит, обустраивается в верном направлении.
– О своем крае вы, Егор Семенович, говорите с особой любовью и гордостью. С ним связана вся ваша жизнь. А что в вашем представлении есть орловская земля для России?
– Орловщина – это Центральное Черноземье, срединный край России, ее хлебное и духовное поле, граница леса и степи, когда-то окраина то Киевской Руси, то Черниговского княжества, то Московского государства. Тот, кто владел этим краем, был сильным. Здесь принимали удар от всех, кто приходил из степи войной на Русь. Бархатный климат, прекрасные земли. Родина Тургенева, Тютчева, Бунина, Фета, Лескова. Здесь сложился особый уклад жизни. Здесь между Днепром и Волгой зарождались истоки подлинной русской речи…
Сегодня Орловщина занимает второе место по количеству студентов на тысячу жителей, уступая лишь Москве.
Работают успешно современные предприятия машиностроения, приборостроения, электротехники. Центр России дает 50% товарного зерна, 70% металла и столько же сахара. И можем удвоить. Сильный, динамичный регион. Есть все условия для развития.
А для меня это земля, где я родился и вырос, здесь я получил надежные нравственные ориентиры, отсюда я черпаю силы для жизни и работы. Постоянно возвращаюсь, как меня наставлял отец, к истокам и людям, с которыми рос, в трудные, радостные минуты…
– А истоки эти в селе Строево? Отсюда и фамилия, род?
– Недавно в областной библиотеке имени Ивана Бунина мне показали сборник переписи населения XVIII века. Там указывалось село Строево, где были 10 домов, 11 человек мужского пола, 12 – женского, фамилии тех, кто жил в соседних селах. Вспомнил рассказ отца о том, как мой дед вырубил на болоте кусок леса и построил дом. Здесь, на пойме реки Вытепети, Тургенев писал свои рассказы, охотился. Семья разрослась. Строевский куст до сих пор сохранился, живет. Есть и автобусная остановка “Село Строево”. Я не просто корнями врос в эту землю, но кожей чувствую себя рожденным в этих болотах. Дома шутят, что даже комары не кусают меня в этих местах. Всех поедают, меня не трогают. Видимо, выработался в организме за долгие годы иммунитет. Кстати, в моей большой политической жизни против “больших” комаров тоже выработался иммунитет. Вообще считаю, что жизнь – это не только способ выживания и приспособления к окружающей среде, а следствие объективно созревшего в этой среде, воспитанного человека. Не ты воспитываешь жизнь и изменяешь природу, а они воспитывают тебя.
– Вероятно, эта ваша неиссякаемая любовь к своему селу, краю, природе послужила причиной создания национального парка “Орловское Полесье”…
– Как цветущий сад – самое прекрасное для меня на земле явление, так и сохраненная природа во всей ее красоте и величии – не только радость души и сердца, но и основа будущего. Всякое покушение на природу больно бьет по самому человеку.
В национальный парк “Орловское Полесье” вошло 100 тысяч гектаров леса. Мы заложили парк “XXI век” по опыту Ивана Сергеевича Тургенева “XIX век”. И наша цель – создать здесь заповедник типа “Аскания-Нова” или такой, как в африканских саваннах. Создали серию прудов в лесу с зеркалом свыше 2000 гектаров. Сохранили хвойные леса от вырубки, впервые завезли туда зубров из Германии, Финляндии, Норвегии, с Северного Кавказа, Алтая, из Беловежской Пущи. Сегодня наше стадо – уже свыше 70 голов, каждый год рождаются 10 – 11 зубрят, и мы рассчитываем, что это стадо в ближайшие годы увеличится до 150 – 200 голов. Голубая мечта – чтобы здесь 500 голов зубра водилось. Уже сегодня это второе стадо по величине на планете. Кроме этого, мы выпустили много пятнистых оленей, организовали вольеры для их выращивания и хотели сделать пантовое хозяйство. Пустили благородных оленей, большое количество кабанов, лосей, косуль. Не говоря о тетеревах, глухарях, тех, что испокон веков водились в этих лесах. В лесу организовали свой зоопарк. Там есть медведи, рыси с детенышами, выхухоли, страусы африканские и австралийские, ламы, китайские олени, пони, лошади Пржевальского, масса других видов животных, свыше 60 видов, которые сегодня находятся в вольерах. Дети со всех школ едут посмотреть этот живой уголок. Изучают, помогают, подкармливают. Развели в прудах свою форель, стерлядь. Восстанавливаем на спонсорские деньги церковь XVI века, места, где Иван Сергеевич Тургенев охотился с Ермолаем. Провели асфальтовую дорогу по селу. И это тоже способ, с одной стороны, сохранить природу в первозданном виде, с другой – детскую душу от варварского уничтожения окружающего мира. Природа и душа неразделимы.
– И школе, наверное, тоже помогаете? Остались ли там педагоги, которые учили вас? Кто была ваша первая учительница?
– Я закончил послевоенную, разбитую школу, которая находилась в церкви. Зимой было холодно, писали в варежках сажей и на газетах.
Сейчас построили новую, с современным оборудованием, хорошо оснащенную школу. Открывая ее, я сказал своей первой учительнице Клавдии Александровне, к сожалению, недавно ушедшей из жизни, что ее когда-то кудрявый, с пышными волосами ученик наконец-то подстригся и навсегда. Больше не ругайте его. Она была хорошим педагогом, добрым и сердечным человеком.
Село Строево стало поселком городского типа, есть детский сад, 200 квартир, построили торговый центр. Все необходимое для жизни здесь есть.
– В вашей семье два учителя: жена и дочь, а внук – ученик. Они помогают вам лучше вникать в проблемы образования?
– Еще и сестра – учитель с большим стажем. Все они яростные защитники народного образования. Жена одиннадцать лет была инспектором отдела народного образования, преподавателем педучилища. Дочь закончила наш университет, преподает иностранный язык, вернее, два – французский и немецкий, а внук Александр учится в Москве, где живет семья дочери.
– Что доставляет вам в жизни особое удовольствие не как политику, руководителю высокого ранга, а как человеку?
– Во-первых, чтение. У меня три тысячи книг. Есть редкие издания, например автобиография Тургенева, изданная сразу после его смерти, работы Столыпина, его записки из поездок по Волге, лекции Сорбоннского университета по древним и средним векам. Я дорожу своей библиотекой. Когда после путча меня лишили квартиры в Орле, я в первую очередь перевез к своим знакомым книги. Во-вторых, работа над собой: люблю писать, глубоко изучать вопрос, который привлек мое внимание. Особое удовольствие доставляют прогулки по лесу, погружение в природу, уединенное общение с ней. И, конечно, люблю встречаться и беседовать с умными и тонкими людьми. Открывать их для себя. Прав Максимилиан Волошин, когда-то сказав: жизнь в самом деле – бесконечное познание. В этом ее смысл и радость.

Ирина ДИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте