search
main
0

Его величество смех

Главное - не наломать дров и не перегнуть палку

Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, любому учителю необходимо соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Основным средством коммуникации учителя, как и любого человека, является речь. Именно речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания, поэтому к ней помимо общекультурных предъявляются и специальные профессиональные требования. Кроме того, речь учителя является регулятором его отношений с учениками, выступает как средство достижения высшего результата – взаимопонимания педагога и ребят.

Педагогические исследования также свидетельствуют, что язык учителя – это не просто средство общения и коммуникации, а основной фактор эмоционального и воспитательного воздействия на обучающихся. Профессия учителя, педагога, воспитателя одна из тех, где необходимо не просто хорошее, а зачастую виртуозное владение словом. Учитель несет социальную ответственность не только за содержание, качество своей речи, но и за ее последствия. Поэтому речь учителя рассматривается современными учеными-педагогами как один из важнейших элементов его педагогической компетенции. Чем выше уровень профессиональной компетенции педагога, тем большим арсеналом эффективных средств воздействия он обладает. Среди этих средств, очевидно, следует выделить приемы, связанные с использованием в речи таких форм смешного, как шутка, анекдот, юмористический рассказ, байка, комический афоризм.

Но зачем педагогу использовать в своей речи юмор, шутки, остроумные выражения? Он же не профессиональный юморист и не участник стендап-шоу. Цель его профессии не развлекать, а обучать и воспитывать. Да, это так.

Но при этом житейский опыт подсказывает нам, что людей, обладающих чувством юмора, больше любят, с ними завязывают отношения и поддерживают дружбу. Они более легки и непринужденны в общении, легче устанавливают контакт и находят общий язык с другими, а также решают конфликты.

Действительно, роль юмора в жизни человека очень велика. Он делает добрыми отношения с близкими, снимает скованность. И многие педагоги используют различные формы юмористического в своей деятельности, как в ходе неформального общения с учениками, так и при объяснении учебного материала. Именно опыт этих педагогов и дает основания обратить внимание на такой аспект речи учителя, как использование форм смешного для эффективного достижения поставленных задач коммуникации педагога и ученика.

Ученые считают, что применение учителями юмора в учебном процессе способно решить серьезные задачи: активизировать внимание, нейтрализовать конфликт, скрыть неуместную информацию, воздействовать на ученика и при этом сохранить позиции учителя как коммуникативного лидера.

Применение учителем на уроках смешного или комического в языковом аспекте не только дает возможность учащимся следить за мыслью учителя, но и вызывает эмоциональный отклик учеников. В исследованиях Л.Н.Парыбка показано, что ученики ждут улыбки от педагогов чаще, чем получают, поскольку многие учителя по-разному воспринимают цели использования юмора и считают, что юмор не­уместен в образовательной и воспитательной деятельности.

Педагогическая практика показывает, что юмор для педагога является одним из тех приемов, при помощи которых он может выразить личное отношение к происходящему, помочь решить конфликт или снять напряжение в какой-либо ситуации.

Кроме того, юмор обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты видения мира, наблюдательности. Свежестью, образностью мысли оказывает могучее воздействие и на развитие чувственного мира школьника. Яркая эмоциональность юмора делает его весьма притягательным для детей.

Особую роль, на наш взгляд, играет педагогический юмор в регулировании внимания школьников, что является весьма важным, поскольку поддержание внимания на протяжении занятия способствует лучшему усвоению учебного материала. Каким образом это происходит? Общеизвестно, что при переутомлении, связанном с длительным волевым поддержанием произвольного внимания на уроке, ученики начинают отвлекаться (заниматься посторонними делами, разговаривать либо просто уходить в себя, в посторонние размышления). Если учитель сумел уловить такой момент в настроении класса, он может, к примеру, пошутить, рассказать смешную историю либо привести интересный комичный пример. Это пробудит угасший интерес школьников и вновь активизирует их интерес.

Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, и воспитательные возможности юмора, спектр которых достаточно широк, о чем говорят многие педагоги, психологи и методисты (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, Н.Кирдянова, А.С.Ма­ка­рен­ко, В.Прокопенко, В.А.Су­хом­лин­ский, М.И.Станкин, Е.Г.Тулина). Применение юмора предлагается ими в целях воспитания гуманизма, развития чувства сострадания, совести; юмор называют «особой побуждающей силой, которая активизирует творческую мысль ученика, настраивает на оптимистическое видение мира».

О требованиях к педагогическому (и не только) юмору говорят многие исследователи (Ю.Н.Зво­­ры­­кин, В.В.Прокопенко, М.И.Стан­­кин, Ю.В.Щербинина, Ю.В.Щу­­ри­­на).

Анализ их работ, суммирование и дополнение содержащихся в них сведений позволили выделить несколько основных требований к применению учителем форм смешного в профессиональных целях:
1. Требование уместности комических речевых жанров. Любая шутка (или другой комический жанр речи) должна соответствовать ситуации, в которой протекает общение; ее появление в неподходящих экстралингвистических контекстах воспринимается адресатом (учениками) отрицательно, подобная шутка определяется как неуместная, неподходящая.

2. Требование эстетической приемлемости. Любой комический жанр речи (особенно это важно для репродуктивных жанров, таких как анекдот) должен соответствовать определенным эстетическим запросам участников общения (адресанта – учителя и аудитории – учеников). В противном случае шутка может быть оценена как грубая, плоская, примитивная, а анекдот – как несмешной, дурацкий, пошлый.

3. Требование оригинальности содержания (новизны, нетривиальности). Несоблюдение этого правила может вызывать появление следующих негативных реакций со стороны учеников: банальная шутка, устаревшая, заезженная, анекдот «с бородой».

4. Требование тактичного отношения к собеседнику (ненарушение границ его личной сферы). Нетактичны насмешки над личностью ученика: необычной фамилией, внешностью, обстоятельствами его жизни в семье, объектом симпатии ученика. Нарушение этого правила приводит к обидам на учителя, может спровоцировать конфликт и связано с оценками типа «злая шутка», «жестокая», «обидная», «язвительная», «оскорбительная».

5. Требование положительного восприятия юмора в свой адрес. Встречается такой тип педагога, который всячески избегает шуток над собой, боясь потерять лицо, он пресекает любые проявления юмора у учащихся. Педагог же, применяющий юмор как средство воздействия на учеников, должен быть готов к тому, что сам он также может стать объектом шутки с их стороны.

И еще одно важное требование – при использовании комических жанров проявлять деликатность и педагогический такт. Кривляние, падения, активная жестикуляция выглядят смешными в выступлении клоуна перед детьми, но в остальных случаях не всегда воспринимаются хорошо. Важно уделять внимание контексту и оценивать, когда лучше пошутить, а когда – промолчать. И никогда нельзя шутить на такие темы, как национальность, религия, внешность.

Таким образом, применение форм смешного в профессиональном общении учителя является средством реализации трех базовых целей этого общения: обучающей, развивающей и воспитательной, а кроме того, способствует достижению и частных задач, являясь структурным элементом практически любого из этапов взаимодействия педагога и обучающегося.

Как сказал известный педагог-воспитатель Папа Карло: «Главное в работе с детьми – не наломать дров и не перегнуть палку!»

Алина ЛЕТУНОВСКАЯ,
воспитатель, педагог дополнительного образования школы №1265

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте