В Психологическом институте есть лаборатория психологии подростка. Но не только в ней, а и в других научных подразделениях института ученые обращаются к проблемам отрочества. Особый возраст – кто же этого не знает! (Хотя какой возраст не особый?)
Подростковая депрессивность – проблема, актуальная сверх всякой меры. Очень важный вклад в ее решение сделан в стенах Психологического института, где на протяжении нескольких лет под руководством члена-корреспондента РАО Сергея Малых создавали русскоязычную версию очень известной и востребованной западной методики диагностики подростковой депрессивности М.Ковач. До этого инструментов оценки депрессивности подростков в России не было. Теперь есть, а как это важно в целях профилактики и коррекции психического состояния представителей особого возраста, говорить не приходится.Еще одним примером обращения к подростковым проблемам в институте стало исследование под руководством доктора психологических наук Т.Марцинковской форм психокоррекционной работы с подростками, имеющими склонности к девиантному поведению. Снижение уровня моральной нормативности у подростков в современной ситуации социальной неопределенности связано с потерей устойчивых норм, ценностей, образцов поведения в обществе в целом, что требует привлечения пристального внимания общества к проблемам нравственности и морали подрастающего поколения. Чтобы справиться с ситуацией и в целом в стране, и в работе с конкретным трудным подростком, необходимо осуществлять комплексный подход к делу, то есть действовать сразу несколькими методами и с разных сторон, так как привлечение только одного метода не дает положительных результатов. А эффективных методов коррекции девиантного поведения много: разрушение отрицательного типа характера (метод «взрыва», метод реконструкции характера); перестройка мотивационной сферы и самосознания (метод объективного переосмысления своих достоинств и недостатков, метод переориентировки самосознания, метод переубеждения, метод прогнозирования отрицательного поведения); перестройка жизненного опыта (метод предписания, метод ограничения, метод переключения, метод регламентации образа жизни); предупреждение отрицательного и стимулирование положительного поведения (метод поощрения и наказания, метод соревнования, метод положительной перспективы).Работа с девиантными подростками требует привлечения профессиональных психологов и социальных работников в образовательные учреждения – это один из важных выводов исследования, который, к сожалению, пока очень трудно осуществляется в реальной социальной практике.Очень важно проводимое в лаборатории психологии подростка исследование процесса информационной социализации. Мы живем в информационном обществе, в море информации, но как это сказывается на нашей психике, психике детей, растущих в условиях информационного прессинга – таков основной посыл исследования. Теперь получены интересные данные об информационных предпочтениях разных возрастных и социальных категорий населения России, например, показано, как различаются информационные выборы подростков, живущих в сельских поселениях, и подростков из мегаполисов. В целом для подростков и молодежи все большее значение начинает приобретать музыка, которая становится не только общим фоном жизни, но и средством получения информации об окружающем мире, что в поколенческой динамике отмечается впервые.Для чего надо знать о том, какую информацию ребенок берет из мира, а какая не попадает в его сознание? Прежде всего такое знание нужно для того, чтобы говорить с детьми и подростками на адекватном для них языке, чтобы «достучаться» до них, если мы не хотим отчуждения и непонимания между поколениями
Комментарии