search
main
0

Его величество опыт. Междисциплинарное образование в лабораторном комплексе Курчатовского проекта

C 2012 года школа №1568 участвует в совместном проекте Департамента образования и НИЦ «Курчатовский институт» «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». Участие в проекте позволило нам создать единое конвергентное пространство, которое интегрировало учебные лаборатории по химии, физике, биологии и географии.

Благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым в рамках Курчатовского проекта укомплектованы наши лаборатории, учащиеся знакомятся с перспективными естественно-научными исследованиями, изучают нанотехнологии, методы геомониторинга, молекулярную и физическую химию. Для многих из них исследовательская работа на стыке нескольких наук становится будущей профессией.Особая наша гордость – это конвергентная лаборатория, в которой учащиеся проводят междисциплинарные исследования. Она оснащена современным оборудованием, позволяющим в полном объеме выполнять задания экспериментальных туров городских, всероссийских и международных олимпиад естественно-научного направления, готовить учащихся к чемпионатам JuniorSkills и WorldSkills Russia. Например, при подготовке к VII Открытому чемпионату по стандартам WorldSkills, который проходил с 8 по 13 октября этого года, наши учащиеся проводили фотометрическое определение содержания алюминия в воде с помощью спектрофотометра, кондуктометрическое определение содержания водорастворимых солей, используя датчики электропроводности цифровой лаборатории, определение кислотности растворов с помощь pH-метра, кислотно-основное, иодометрическое и комплексонометрическое титрование различных объектов.После получения лабораторного оборудования учителя пересмотрели программы учебных предметов, разработали практикумы по физике, химии, биологии, географии с использованием оборудования Курчатовского проекта. У нас появилась возможность моделировать в учебном процессе основные элементы реальной научной работы. В учебные планы основной школы мы включили курсы «Введение в проектно-исследовательскую деятельность», «Теория исследовательской деятельности». Полученные навыки проектной и исследовательской деятельности учащиеся реализуют в рамках курса «Индивидуальный проект» в 10‑м классе.Итогом проектной и исследовательской работы учащихся является открытая конференция проектных и исследовательских работ школьников «Наука для всех», в которой с удовольствием участвуют юные исследователи разных школ Москвы. На секциях конференции традиционно представляются междисциплинарные работы.Опыт организации конференции «Наука для всех» позволил на базе нашей школы с 2017 года проводить межрайонный этап Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся по научно-технологическому направлению.В развитии конвергентного образования важную роль играет сетевое взаимодействие, которое направлено на выявление и поддержку талантливых детей, интеграцию основного и дополнительного образования.Главным результатом междисциплинарного обучения являются научно-исследовательские умения, которые позволяют нашим выпускникам стать абитуриентами, востребованными ведущими вузами. Договоры о сетевом взаимодействии со школой заключили МГУ имени М.В.Ломоносова, Институт общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МФТИ, НИЯУ МИФИ.Междисциплинарный подход к образованию детей дает свои результаты. Обучающиеся нашей школы успешно выступают на проектно-исследовательских конференциях – в Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ обучающихся, на конференциях «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату», «Старт в Науку» (МФТИ), «Юниор» (НИЯУ МИФИ), «Шаг в будущее» (МГТУ имени Н.Э.Баумана), в Курчатовской междисциплинарной молодежной научной школе (НИЦ «Курчатовский институт»). В Международном конкурсе научно-исследовательских и инженерно-технических проектных работ школьников «Ученые будущего», проводимом МГУ имени М.В.Ломоносова, наши учащиеся уже в течение трех лет выходят в суперфинал.Важным измеримым результатом использования Курчатовской лаборатории мы считаем достижения учащихся в чемпионатах профессионального мастерства по компетенции «Лабораторный химический анализ»: в 2018 году два победителя в региональном чемпионате, два призера в национальном чемпионате по стандартам JuniorSkills, победитель регионального чемпионата «Московские мастера» по стандартам WorldSkills. Анастасия Блинкова и Игорь Воробьев (учащиеся 7‑го класса) стали победителями III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы Москвы» по стандартам JuniorSkills по компетенции «Лабораторный химический анализ» в возрастной категории 10+ и призерами IV Национального чемпионата «Профессионалы будущего» (по методике ЮниорПрофи (JuniorSkills) по компетенции «Лабораторный химический анализ» в возрастной категории 10+. Иван Костиков, ученик 10‑го класса (наставник – педагог дополнительного образования Александр Владимирович Дзубан), стал победителем VII Открытого чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia 2018 в блоке WorldSkills Junior (14‑16 лет). А восьмиклассники – победители регионального чемпионата по компетенции «Лабораторный химический анализ» показали мастер-класс по теме «Определение качества питьевой воды» на Московском международном форуме «Город образования».Обучение в Курчатовской лаборатории позволяет приобретать умения для реальной жизни и будущей профессии, ведь, по верному утверждению Владимира Ивановича Вернадского, «научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего».Наталья ВОДОПЕТОВА,учитель химии школы №1568 имени Пабло Неруды, кандидат химических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте