Предпринимательство в России сегодня, несмотря на некоторое скептическое отношение среди населения, имеет давнюю историю. В древности это заморские гости-купцы, в Новое время – фабриканты-заводчики, позднее – буржуазия. Прерванная в XX веке предпринимательская традиция постепенно начинает возвращаться в быт и сознание людей. Ярким подтверждением тому становится хоть и медленное, но уверенное изменение отношения к ведению бизнеса, предпринимательству в целом.
Так, например, на основе данных ВЦИОМ становится очевидно, что с 2009 по 2019 год доля опрашиваемых, относящихся к предпринимателям хорошо и скорее хорошо, увеличилась с 79% до 89%. Если же брать шире, то с 1991 по 2019 год доля желающих стать бизнесменами увеличилась с 78% до 88%, а количество интервьюируемых, которые уже стали владельцами предприятий, увеличилось в 5 раз – с 2% до 10%.
За минувшее тридцатилетие свободного предпринимательства, утвержденного соответствующим законом, заметно изменилась и система образования, которая реагировала на рыночные вызовы и желание людей построить свое успешное предприятие. На подобный вызов отреагировала и московская школа, которая запустила новый предпрофессиональный профиль – «Предпринимательство».
К этому профилю присоединилась и школа №2031. Татьяна Лиманская, заместитель директора по содержанию образования, считает, что «в стенах школы мы формируем конкурентоспособного на рынке труда выпускника, используя ресурсы, предоставляемые городом».
В русле российских трендов на увеличение популярности предпринимательства мы видим схожие тенденции среди учеников, выбравших предпринимательский класс, то есть очевиден запрос как со стороны учеников, так и со стороны их родителей на появление подобного образовательного профиля.
Вполне возможно, что «спрос» на такой предпрофильный класс есть, однако как же его насытить «предложением»? К счастью, в нашей школе всегда набирается социально-экономический класс, который с некоторыми изменениями стал базой для класса по профилю «Предпринимательство».
Анаида Сетьян, преподаватель истории и обществознания школы №2031, классный руководитель социально-экономического класса, уверена, что построенное в новом классе «обучение нацелено главным образом на развитие предпринимательских качеств в учащихся, коммуникативных способностей… Все это необходимо новому быстро развивающемуся обществу, в котором жить нашим ребятам». И это небезосновательно, именно богатый опыт школы в этом профиле позволил легко перестроиться на большую экономическую составляющую и модернизировать учебный план предпринимательского класса.
В рамках подготовки к появлению нового профиля учителя школы прошли курсы повышения квалификации и сами ждали начала работы в необычном классе.
– Я хотела работать в этом классе, новое всегда интересно. Прослушала специализированный курс по работе в данном профиле, который был организован РЭУ имени Г.В.Плеханова, узнала новые методики, захотелось применять их на практике, – утверждает Ирина Перышкина, преподаватель обществознания и права в профильном классе школы №2031.
Так, например, у нынешних десятиклассников появились предметы «Экономика» и «Право» на углубленном уровне, расширена программа подготовки к сдаче ЕГЭ по математике на профильном уровне, наконец, введены дополнительные элективные курсы, которые должны помочь ребятам обрести профессиональные навыки, необходимые для успешного построения бизнеса в недалеком будущем, – «Основы предпринимательской деятельности», «Финансы и бизнес», «Бизнес-английский» и другие.
Ольга Курышкина, преподаватель английского языка и классный руководитель предпринимательского класса школы №2031, уверена, что быть «руководителем предпринимательского класса – значит уметь мотивировать наших будущих бизнесменов, потому что если они понимают, что им это важно, то для них нет ничего невозможного».
– Даже если это методы решения задач с экономическим содержанием – на вклады и кредиты в профильном ЕГЭ по математике, – поддерживает Татьяна Лебедева, преподаватель математики школы №2031.
В рамках подписанного договора о сотрудничестве с вузом – оператором данного направления – РЭУ имени Г.В.Плеханова – проводятся регулярные лекции по экономической тематике, которые в расширенном виде обобщают курс экономики в школе и нацеливают учащихся, с одной стороны, на сдачу предпрофессионального экзамена, с другой – на участие в олимпиадных мероприятиях РЭУ имени Г.В.Плеханова и иных университетов по профилям «Обществознание», «Экономика» и «Финансовая грамотность».
Также среди внешкольных активностей предпринимательского класса можно выделить мастер-классы и квесты, организованные Городским методическим центром и Центральным банком России, курс переквалификации от банка – партнера проекта и многие другие. Отдельное место в этом перечне занимает подготовка к WorldSkills по направлению «Молодые профессионалы».
В конечном счете нельзя не отметить и другое: в рамках развития школы №2031 управляющий совет утвердил программу развития школы на период 2021‑2026 гг. Особое внимание уделено и развитию профильных классов, которое невозможно, если на смену успешному набору десятиклассников 2021‑го не придут такие же энергичные, целеустремленные и академически подкованные ребята. В этой связи набирает обороты программа раннего профилирования начиная с седьмого класса, где уже на базовом уровне ребята изучают экономику вкупе с основами финансовой грамотности. В конечном счете такое сотрудничество преподавателей, администрации школы и, самое главное, детей позволит претворять в жизнь бизнес-идеи молодого поколения.
Семен МАМЫКИН, учитель истории и обществознания школы №2031
Комментарии