В Московском драматическом театре имени Рубена Симонова премьера. Драматург Юрий Клавдиев написал, а режиссер Ольга Субботина поставила политический триллер из французской средневековой жизни «Варфоломеевская жесть». Провокация уже в самом названии: современное сленговое словечко «жесть» на первый взгляд никак не вяжется с именем святого великомученика и апостола. А с трагическими событиями печально известной Варфоломеевской ночи, случившейся в Париже в конце XVI века и унесшей жизни около 30 тысяч человек, соотносится по сути, но никак не по форме.
С одной стороны, какое нам, казалось бы, дело до тех средневековых религиозных страстей? С другой стороны, сюжетная канва, если в далеком детстве мы читали «Королеву Марго» Александра Дюма, «Хроники царствования Карла IX» Проспера Мериме или «Молодые годы короля Генриха IV» Генриха Манна, все же достаточно ясна. Королева Екатерина Медичи решает выдать свою дочь Маргариту замуж за протестанта Генриха Наваррского, чтобы одним метким ударом расправиться со всеми инакомыслящими, которые съедутся в столицу на свадебные торжества. Как известно из истории, жестокий план ее удался вполне. В чем же отличие пьесы Клавдиева от всего уже написанного на эту тему ранее? В акцентах, конечно же.Для Дюма, как мы помним, история была лишь гвоздем, на который он вешал свою картину, полную любви, романтики и рыцарских приключений. В «Варфоломеевской жести» ни о какой романтике речь не идет. Дела давно минувших лет, кровавое противостояние католиков и гугенотов, как нетрудно догадаться, всего лишь повод поразмышлять о неизменной со времен Адама сути человека вообще и о природе власти в частности. Тема не нова, но оригинален угол зрения. Авторы не переносят нас в прошлое, но и назвать происходящее современностью в чистом виде тоже не получится. Скорее это вечное безвременье, будто какой-то колдун-шутник открыл между XVI и XXI столетиями тайный проход, превратив эпохи в сообщающиеся сосуды, смешал их приметы и нравы в одной гигантской пробирке. И если в первые пять минут сценического действия это еще вызывает недоумение и улыбку, то вскоре джинсы, которые носят принцы и принцессы, мобильники, по которым они разговаривают, микроволновка, где греют пиццу, как и прорывающиеся то тут, то там латинские цитаты, перестают отвлекать от главного, философски вечного и неприятно саднящего. Да что там микроволновка, речь героев, будто перед нами не средневековая знать, а «кислотная» молодежь из ночного клуба, а в лучшем случае какие-нибудь студенты-умники, и та не коробит. Герцог де Гиз хочет «управлять мотивациями»? Ну и пусть себе управляет, жалко что ли? Маргарита утверждает, что ее брат-король в детстве был «прикольным»? Да уж, а вырос – стал еще прикольнее, обхохочешься, с дворцового балкона по людям из алебарды палит.С актерами «Варфоломеевской жести» вообще повезло. Может, потому, что пьеса была написана специально для этих исполнителей, с прицелом на их характеры, органику и возможности: костюм, сшитый на заказ и по фигуре, всегда сидит лучше платья, сошедшего с массового конвейера. Король Карл IX, с чьего безвольного и молчаливого согласия была развязана Варфоломеевская ночь, в исполнении Владислава Демченко вышел настоящей политической марионеткой, каковой, по видимости, и был: жалкой, напыщенной, мечущейся и опять-таки до боли правдивой. Корона ему явно не по размеру, хоть и украшает вполне себе величественную голову.Здесь все герои многолики: королева Марго (Наталья Масич) – взбалмошная, в меру циничная дива, тем ни менее верящая в целительную силу культуры и искусства: «Людей надо воспитывать… Им надо рассказывать о том, что понял сам… Мои парни из богемы как раз этим и занимаются». Генрих Наваррский (Иван Иванов) – с виду вроде обычный пэтэушник с лицом, не обезображенным интеллектом, а на деле настоящий оппозиционер с обостренным чувством справедливости. Герцог де Гиз (Игорь Карташев) – мерзавец из мерзавцев, но глаз не оторвать – то ли потому, что полон отрицательного обаяния, а может, оттого что до боли узнаваем. Мало ли и нынче таких же «отрицательных», играющих нашими жизнями в своих интересах. Мораль сей басни, рассказанной этими «парнями из богемы», проста и отрезвляет, как ледяной осенний дождь: мы заслуживаем ту власть, которую имеем. Во веки веков. Аминь.
Комментарии