– Прежде всего огромное спасибо за согласие дать интервью «Учительской газете». Как вы знаете, «Учительская газета» – главное педагогическое издание России, которое было основано при участии Надежды Константиновны Крупской в 1924 году и выходит до сих пор. Мы встречаемся на полях Московского международного форума «Город образования», где присутствует большая и весьма представительная делегация из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Скажите, пожалуйста, каковы были ваши ожидания от этого мероприятия и оправдались ли они?
– Мы участвуем в этом форуме из-за стратегических отношений между ОАЭ и Российской Федерацией. Действительно, как вы заметили, мы приехали большой делегацией, и основная наша цель – укрепить и расширить наше сотрудничество в сфере образования. Здесь, на форуме, представлено очень много позитивных, прогрессивных и инновационных идей в образовании. Для меня было важно понять, как бы мы могли развить качество нашего сотрудничества в этом секторе.
Россия многого достигла за последние годы, в том числе в качестве своих высших учебных заведений, образовательной системы в целом. Московская и Российская электронная школа – впечатляющие инновационные проекты. Все это позитивные и правильные направления для развития.
В ОАЭ похожая ситуация – мы провели реформу школьного образования, высших учебных заведений, внедрили сложные электронные платформы. Знаете, все это очень схожие идеи. Наши страны думают о том, как отойти от зависимости от продаж нефти и газа и других природных ресурсов и переключиться на развитие человеческого капитала. Иными словами, на мой взгляд, векторы нашего развития совпадают – мы действительно фокусируемся на том, как обеспечить высокий уровень жизни, достаток и счастье людей.
– В недавнем прошлом университеты Советского Союза были точкой притяжения для студентов со всего мира, включая и некоторые арабские государства. Во время вашего текущего визита вы посетили целый ряд российских вузов – МГИМО, РАНХиГС, РУДН и некоторые другие. Выглядят ли они, на ваш взгляд, конкурентоспособными сегодня?
– Начнем с того, что российские университеты – образовательные организации самого высокого уровня. Если же говорить о глобальном международном соперничестве, то есть некоторые сложности, например, научные публикации на русском языке не цитируются и не учитываются.
Таким образом, даже если ваш университет работает на очень хорошем уровне, он не попадает в международные рейтинги. Однако с точки зрения подготовки профессорско-преподавательского состава, уровня исследований, которые проводятся в стенах российских вузов, они сопоставимы с ведущими университетами мира.
Что же касается нашего общения с руководителями российских вузов, то оно было нацелено на то, чтобы планомерно нарастить наше взаимодействие в области исследований, обмена преподавателями и увеличения числа студентов из ОАЭ в российских вузах, и наоборот.
Убежден, что для того, чтобы сделать мосты между странами более надежными, нужно в самой недалекой перспективе выстроить коммуникации между представителями сферы образования.
– А что вы думаете о российских учителях? Когда мы просматриваем вакансии учителей различных предметов, в поисках которых находятся школы в ОАЭ, то видим, что они, как правило, заинтересованы в педагогах из Великобритании и США, но не из России. Знаете ли вы, почему?
– Честно говоря, мы ищем и российских учителей, но просто до них, скажем так, не дотягиваемся. Ни до учителей, ни до выпускников российских вузов. В ходе прошедших встреч мы обсудили пути налаживания таких контактов. Может быть, именно «Учительская газета» могла бы стать платформой для того, чтобы доносить до педагогов информацию о возможностях трудоустройства в ОАЭ? Мы открыты для людей всех национальностей и будем счастливы, если российские учителя начнут работать в нашей стране.
– Это великолепная идея, потому что именно «Учительская газета» тридцать лет назад дала старт Всероссийскому конкурсу «Учитель года». Таким образом, наряду с большой аудиторией у нас сформировалась огромная база участников и победителей этого престижного конкурса.
Ваше Превосходительство Хуссейн бин Ибрагим аль Хаммади, сейчас многие эксперты говорят о кризисе традиционной школы. Глобальные компании пытаются также экспериментировать в этой области и создавать школы нового типа. Ощущаете ли вы этот кризис и какой, на ваш взгляд, должна быть школа будущего?
– Мы должны понять одну простую вещь: молодое поколение – активные пользователи умных девайсов, живущие в совершенно новом мире, в котором мы с вами не росли.
Невозможно отрицать то, насколько изменились технологии за последние десятилетия и как глубоко они проникли в нашу жизнь. Мы должны подстраиваться и догонять детей, живущих в новых условиях. Школа всегда будет школой, о чем бы мы сейчас ни говорили. Здания, лаборатории, оборудование будут меняться, но нужно понимать, что обучение – это прежде всего подготовка к будущему. Это основная наша цель – научить людей работать в команде, взаимодействовать друг с другом. Сейчас перед нами встают новые вызовы. Например, дети нового поколения больше привязаны к цифровым платформам, и этот новый стиль жизни предполагает наличие других навыков. И современный учитель, а уж тем более учитель будущего, должен обучать именно этим навыкам.
– Среди целей, которые вы заявили для участия в форуме, предложение выпускникам российских школ обучаться в университетах ОАЭ. При этом руководители многих глобальных компаний, как, например, глава Apple Тим Кук, говорят о том, что вообще не считают высшее образование необходимым в современном мире. Что бы вы им ответили?
– На мой взгляд, это не совсем верно, ведь такие компании строятся высокообразованными людьми. В данном случае инженерами, программистами, дизайнерами и так далее. Если вы обратите внимание на топ-менеджмент любой крупной компании, то там, как правило, люди не просто с высшим образованием, но и со степенью PhD. Так что высшее образование необходимо.
– Мы в России оперируем более или менее обозримыми сроками. Например, нацпроектом «Образование» предусмотрено вхождение России в десятку лучших систем образования в мире к 2024 году. У вас же планы куда более грандиозные – ОАЭ планирует стать первой страной в мире по всем показателям, включая и образование, к 2071 году. Когда «Учительская газета» готовила интервью с министром просвещения России Ольгой Васильевой, мы спросили, верит ли она в выполнение национального проекта «Образование». Хочется адресовать этот вопрос и вам, верите ли вы в то, что добьетесь запланированного результата к 2071?
– Вы знаете, как осуществляется рейтингование различных систем образования. Для общего образования есть, например, PISA, и продвижение на верхние позиции в этом рейтинге – непростая задача. Отдельная история с высшим образованием, но мы шаг за шагом методично двигаемся к своей цели. И, конечно, я убежден, что мы ее достигнем.
Комментарии