search
main
0

Египетские папирусы

Историческая постановка, посвященная 210-летию

Жана Франсуа Шампольона

Действующие лица: рассказчи ки и рассказчицы (2 девушки и 2 юноши в египетских костюмах), фараон, везир, учителя, сказительни цы, мальчики-ученики (4 человека), осветители (3 человека).

Оборудование: декорации, костюмы египтян, осветительные лампы (или обычные настольные лампы с мощными лампочками) – 3 шт., кассета с записью голоса Сфинкса, кассета с записью торжественной музыки (можно использовать музыку из оперы Верди «Аида»), кассета с записью ветра в пустыне (из серии «Звуки природы»), свитки «папируса» – 2 шт., дощечки и писчие палочки – 2 шт., палка учителя, трон фараона, опахало, головной убор фараона, символы власти фараона (скипетр и плеть).

На сцене декорации: на центральной – Сфинкс и пирамиды, на боковых – колонны египетского храма. Центральная декорация затемнена, боковые освещены. Звучит торжественная музыка. На сцену через зрительный зал проходят двое юношей и две девушки в египетских костюмах. Они попарно (девушка и юноша) становятся на фоне боковых декораций.

Первый рассказчик: Сегодня вы перенесетесь в одно из наиболее знаменитых и фантастических мест в мире. В Египте, на плато Гиза, тысячелетия стоит величественное создание рук человека. Кто бы ни ступал по этим пескам, будь то император, торговец или поэт, все замирали в благоговейном трепете.

Второй рассказчик: Сейчас вы узнаете одну из историй этой великой цивилизации. Ее молчаливый свидетель выиграл битву со своими постоянными врагами – ветром и песком. И глас пустыни дошел до нас через века.

Гаснет освещение боковых декораций, освещается средняя – Сфинкс. Фоном звучит завывание ветра и песка. Раздается голос Сфинкса, записанный на магнитофонную пленку.

Сфинкс: Каждое утро вижу я Бога Солнца, поднимающегося над дальним берегом Нила. Его первые лучи предназначены мне, они касаются моего лица, обращенного к нему. На протяжении пяти тысяч лет я наблюдаю все восходы солнца. Я был свидетелем начала расцвета истории Египта, так же, как завтра я увижу новый расцвет Востока. Я – верный страж у ног моего господина, настолько верный и бдительный, что он подарил свой облик мне, свое лицо. Я – верный друг фараона. Шли века, и люди, которые приходили сюда на поклон, давали мне различные имена. Но имя, которое так и осталось со мной, было дано мне греческим путешественником, отцом истории – Геродотом. Он назвал меня Сфинксом. И теперь это имя стало моим навечно. Века проходят чередой над древнею моею головой. Я помню, в средние Века один эмир, не в меру пылкий, улыбку невзлюбил мою, решив, что слишком я насмешлив и что мой вид надменный язычникам сродни. И приказал эмир тот раздраженный обезобразить выстрелами пуль мое лицо. Никто уже не приходил к ногам моим, чтобы помолиться в тени гранитных глыб. Утеряны были ключи от Древнего Египта. Все наши тайны, наши души, завернутые в тысячи папирусов, никем не познанные, не разведанные, хранились в темных склепах.

Освещение средней декорации гаснет. Теперь внимание на боковые.

Первый рассказчик: Но чудо все-таки свершилось! Это произошло в 1799 году неподалеку от селения Розетта. Один из наполеоновс ких офицеров обнаружил камень с начертанным на нем указом Птолемея: надпись была сделана греческими буквами и египетскими иероглифами. Этим было положено начало египтологии.

Второй рассказчик: Правда, эту надпись нужно было еще прочесть. Первым взялся за это англичанин, затем его сменил француз по имени Шампольон. У него было одно желание – по нескольким таинственным иероглифам разгадать мертвый язык древних египтян.

Первая рассказчица: Это было похоже на воскрешение! Вдруг иероглифы из склепов и вершин пирамид возродились к новой жизни. Цапли, цветы лотоса, рыбы, зайцы и птицы – все таинственные звуки проснулись и затрепетали, согретые восходом солнца. Как будто в ответ на небесный зов фанфар Древний Египет поднялся из могилы, юный и бессмертный. Юный, бессмертный и прекрасный, как сама Нефертити.

Вторая рассказчица: Извлеченные из глубокой тишины папирусы зашептались тысячами голосов. Они распустились как пышные цветы на берегах Нила. Они прошли через века, они победили время. И спустя 5 тысяч лет раскрыли людям волнующую историю одной из самых древних цивилизаций. С их страниц даже слышны голоса первых школьников, которые учились писать и считать.

Рассказчицы заходят за декорации. На сцену выходят ученики. Перед правой декорацией, скрестив ноги, садятся двое мальчиков и разворачивают свитки. Перед ними стоит учитель (первый рассказчик). Перед левой декорацией садится мальчик с дощечкой и палочкой в руках. Перед ним стоит учитель (второй рассказчик) с палкой в руке. В зал вбегает мальчик с дощечкой и присаживается рядом с товарищем перед левой декорацией.

Второй учитель (сурово): Сядь на свое место. Учись прилежно. Не проводи дни праздно. Иначе горе твоему телу. Помни, что ты для меня осел, которого бьют каждый день. А я сделаю человеком тебя, неразумного мальчика.

Запишите задачу и решайте ее: «Было 7 домов, в каждом доме 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышек, каждая мышка съела 7 колосков, каждый колосок может дать 7 мер зерна. Сколько будет всего вместе домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна?»

Мальчики записывают задачу. Опоздавший ученик пытается заглянуть в записи своего товарища и получает удар по спине от учителя.

Второй учитель: Ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют.

Один из учеников: Я решил задачу, учитель. Получилось 19607.

Второй учитель: Ты нашел хорошо.

Первый учитель: Теперь читайте.

Ученики (разворачивают свитки, читают хором): Обрати свое сердце к книгам. Смотри: нет ничего выше книг. Если писец имеет должность в столице, то он не будет там нищим… О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем родную мать… Должность писца лучше всех других должностей. Когда писец еще ребенок, его уже приветствуют. Речь сильнее, чем оружие. Будь искусен в речи, и ты победишь.

Освещение боковых декораций гаснет. Освещается средняя декорация. Тем временем мальчики уходят, а юноши-рассказчики становятся перед средней декорацией. Девушки-рассказчицы присоединяют ся к ним.

Первый рассказчик: Образованные люди всего мира, изучающие эту цивилизацию, были поражены, когда в афоризмах и пословицах они нашли мудрость древнюю, как пирамиды, и вечно молодую. Из глубины склепов они услышали голоса, вновь зазвучавшие через тысячи лет.

Вторая рассказчица: «Речь сильнее, чем оружие. Будь искусен в речи, и ты победишь».

Первая рассказчица: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить».

Второй рассказчик: «Следуй же смело своему сердцу! Давай хлеб неимущему, чтобы осталось твое имя прекрасным навеки! Проводи счастливо день! Подумай о часе, когда тебя поведут в страну, куда боги забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои богатства. И нет возврата оттуда».

Первый рассказчик: И историки были глубоко тронуты, потому что через многие века они читают…лю бовные письма.

Первая рассказчица: Что может быть приятней, чем идти по полю перед мужчиной, которого ты любишь?

Второй рассказчик: Почему я больше не могу к твоему сердцу притронуться, в чем причина?

Первая рассказчица: Куда бы я ни шла, ты здесь, со мной. Моя рука покоится в твоей.

Второй рассказчик: Лишь только голос твой услышу, печаль мне грудь теснит. Вся жизнь моя на жертвенный алтарь твоих прекрасных губ поднесена навечно. Я не хочу ни пить, ни есть. Мне все заменишь ты.

Первая рассказчица: Прочитав другой папирус, описывающий один день из жизни фараона, ученые узнали, что владыка Египта, любимец бога Ра… грустит.

Рассказчицы и второй рассказчик заходят за декорации. Мальчики, изображавшие учеников, вносят трон фараона, на котором лежат головной убор фараона и его символы власти (скипетр и плеть). Трон ставят перед левой декорацией. Первый рассказчик надевает головной убор, берет символы власти в руки и садится на трон. Мальчики падают перед ним на колени.

Фараон: Скука томит сердце мое… Пусть войдут сюда сказитель ницы и расскажут о чародеях, которым ведомы тайны. Быть может, их сказания развеют мою тоску.

Входят рассказчицы и один из мальчиков с опахалом в руках. Девушки садятся на пол перед фараоном, мальчик становится позади фараона.

Первая рассказчица: Я расскажу тебе о чуде, которое случилось во времена фараона Снофру. Вот так же, как и твое величество, тосковал Снофру, и никто не знал, чем его утешить. Тогда главный жрец сказал ему: «Иди к озеру и прикажи снарядить для себя ладью. И пусть гребцами будут двадцать красавиц из твоего дворца. Ты будешь смотреть, как они гребут, ты увидишь прекрасные заросли папирусов и лотосов и прекрасные берега. И сердце твоего величества будет радоваться, и тоска твоя пройдет». Послушался фараон совета жреца. И сердце его радовалось, когда плыл он в ладье по озеру с прекрасными девушками-гребцами. Вдруг ладья остановилась, девушки перестали грести. «Что случилось? – спросил его величество. – Почему мы стоим?» Одна девушка ответила: «Моя подвеска из малахита упала на дно озера». Сказал фараон: «Я дам тебе другую, еще лучше, чем твоя. Продолжай грести!» Но девушка не хотела другой. «Мне нужна моя подвеска из малахита! – настаивала она. – Пусть ее достанут со дна озера». Тогда Снофру приказал позвать главного жреца. Привели жреца к фараону, и повелел ему царь достать подвеску со дна озера. Подошел жрец к воде, произнес заклинания и разрезал озеро на две части. Он взял одну половину озера, положил ее на другую и увидел на дне малахитовую подвеску. Ее подняли и отдали девушке. А жрец снова положил половину озера на место. Вот такое чудо произошло во времена Снофру.

Гаснет освещение правой декорации. Освещенной остается только средняя декорация. Выходят рассказчики и становятся перед темными боковыми декорациями. Звучит завывание ветра и песка.

Сфинкс: Об этом поведали папирусы из глубины веков. Голоса девушек, голоса мудрецов, детей. Голоса Древнего Египта. Тысячи других солнц взойдут, а древнейшая культура человечества останется такой же чистой и высокой.

Освещаются все декорации. Под торжественную музыку, звучавшую вначале, рассказчики уходят из зала.

Рекомендации по оформлению

Декорации (рис.1). Центральная декорация: на фоне голубого неба и песка – Сфинкс песочного цвета, выделенный с помощью более темного оттенка, теней и т.д. Боковые декорации: на фоне голубого неба – египетские колонны, у которых основание, ствол и верхняя часть капители красные, внешние лепестки зеленые с золотой серединой, внутренние лепестки красные и голубые, внутренние контуры белые.

Костюмы (рис.2). Все действующие лица одеты в белое. У исполнителей ролей мальчиков бедра обтянуты белой материей, края подобраны к правому боку, изнутри сколоты английскими булавками. Юноши-актеры в длинной одежде с поясом: белое полотнище (вдоль) накидывается на спину и плечи, верхние углы связываются или складываются под грудью с серединами сторон ткани, протянутыми из-под рук; складки, естественно подобранные с боков, свободно падают спереди ниже колен; узлы прикрываются красным поясом, завязанным спереди. Вместо белой материи можно использовать белые футболки большого размера. Девушки одеты в длинные платья-сарафаны до щиколоток; пояс из лент или другого материала подвязывается очень высоко, спереди на спину и обратно на перед, завязывается узлом, концы длинные, ниже колен, цвет поясов красный, зеленый, синий. Другой вариант женского костюма: очень широкое, легкое платье из марли; большой четырехугольный кусок материала скрепляется углами с серединами боков под грудью, складки свободно падают с плеч на руки, спереди расходятся; пояс ярко-красный, концы очень длинные и широкие. Обувь все могут себе сделать из подошв и тесемок или надеть резиновые тапочки на перемычках, сандалии на ремешках. Прически: темные длинные волосы у девушек распущены, разделены на три части, одна часть лежит на спине, две перекинуты через плечи и лежат по сторонам на груди. Голова перевязана прямо через лоб красной, зеленой или золотой лентой. Можно прикрепить к ленте на лбу белый лотос из бумаги. Светлые волосы необходимо прикрыть черными париками египетского типа (можно использовать тонкую бельевую веревку, окрашенную черной краской и наклеенную на матерчатую основу) или кусками черной ткани, также разделенными на три части. Грим: у всех длинные черные брови и прямые черные полоски от уголков глаз к вискам.

Головной убор фараона следует выкроить из ватмана точно по размеру головы актера и склеить части, как показано на рисунке (рис.3).

Украшения. Ожерелья-воротники вырезают из прочной, но мягкой бумаги, на плечах склеиваются и завязываются на шее сзади. Ряды лепестков голубого, золотого, зеленого и красного цвета. Бусы у девушек из дерева или пластмассы (не следует использовать бус розовых, лиловых, «бриллиантовых», «жемчужных» и слишком блестящих).

Бутафория. Все бутафорские предметы изготовля ются из фанеры и картона. Профиль кресла фараона, вырезанный из картона, прибивается по бокам стула. Окраска кресла желтая, отделка – золотая (рис.4).

методист отдела досуговой деятельности

ЦГДБ им.А.П.Гайдара

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте