search
main
0

ЕГЭ сдается один раз И сдать его нужно так, чтобы не было мучительно больно…

На межрегиональном совещании в Чебоксарах, где подводились итоги эксперимента по введению единого государственного экзамена, принципиальных возражений против ЕГЭ не прозвучало. Эксперимент не будет свернут. К нему подключаются новые регионы. И им тоже важно учесть полученный опыт проведения экзамена, дабы не набить лишних шишек.

Участники эксперимента в целом удовлетворены итогами, несмотря на возросшее количество отрицательных отметок. Двойки расцениваются как признаки объективности экзамена. Пятибалльная система в российском образовании практически отсутствует: колы не ставят, а вместо двоек в аттестат зачастую пишут натянутые тройки.
– Образование наше считается лучшим во всем мире, но аттестаты наши не признают, – заметил Владимир Филиппов, выступая перед участниками совещания. И сам же дал ответ, почему так происходит. – Оценки ставит учитель. А это не государственная оценка. Это оценка работы учителя. У нас стремятся, чтобы после девятого, а тем более после одиннадцатого класса двоек не было. При едином государственном экзамене мы будем иметь более объективную оценку работы каждой школы, каждого учителя. И не надо придумывать никаких аттестаций… Нельзя делать акцент только на поступление в вузы. Иначе мы уйдем от самого важного – у нас не будет создана система независимой, объективной оценки контроля и качества по итогам общего среднего образования… Это тонкая тема. Допустим, дети из сельской школы знают физику хуже. Следует детально разобраться, почему. Все ли условия мы создали для сельской школы, чтобы требовать с нее высокое качество? Система ЕГЭ не для того, чтобы выявить и наказывать, а чтобы помочь школе поднять качество знаний.
Это лишь один достаточно важный и деликатный момент, прозвучавший на совещании.
Что еще беспокоило собравшихся? Как бы не стали результаты ЕГЭ поводом для сравнений способностей тех или иных народов. Если, например, якутские школьники хуже сдали математику, не значит ли это, что у якутов вообще хуже развиты способности к этой науке? Система проведения экзамена, если говорить о Якутии, должна учитывать сложную транспортную схему республики. Экзамен этого года показал, что 88 пунктов сдачи ЕГЭ – мало. Бывало, что выпускник вставал в пять утра, садился в моторную лодку и отправлялся на экзамен. Согласитесь, после такого “путешествия” школьник вправе оспаривать неудовлетворительную оценку.
Количество золотых и серебряных медалей в регионах, где проводился экзамен, не изменилось. “При введении ЕГЭ медаль будет обязательно”, – заверил Владимир Филиппов. Но никакой роли при поступлении в вуз медаль теперь играть не должна. В среднем по стране у нас пять процентов медалистов, по Москве – два с половиной процента, а в республиках Северного Кавказа “серебро” и “золото” у 10 – 12 процентов выпускников. Вряд ли у южан более способные дети, или их лучше учат, чем в Москве…
Многие выступавшие отмечали, что без репетиторов, без платных курсов, без системы договорных школ с вузами или договорного приема, где вузы также имеют решающую роль, дорога выпускнику к высшему образованию практически заказана. Что делать мальчику из села, из семьи с невысоким доходом, или ребенку из отдаленного региона, решившему покорить столицу?
Проблема даже не в коррумпированности вузов, а в их недоступности для малообеспеченных и для детей, которые живут далеко от вузовских центров… Если раньше в московские вузы поступало 75 процентов иногородних, а остальные были москвичами, сейчас наоборот – 75 процентов москвичей, а 25 – иногородних. Вот некоторые данные по наиболее дефицитным специальностям. Государственный университет управления, специальность “экономика”. Поступило в этом году 35 человек, иногородних двое. Московский педагогический институт, специальность “информационные системы”. Поступило 20 человек, иногородних – пятеро. Московский педагогический государственный университет имени Ленина, специальность “психология”. Иногородних нет вообще.
– Есть вузы, скрывающие эти данные, несмотря на мои указания, – признался министр образования.
Предполагается, что ЕГЭ решит проблему доступности высшего образования. Однако следует учесть ряд моментов. Объективность проверки результатов экзамена не должна повлечь конфронтации между школой и вузом. Вообще преподаватели вузов, работники приемных комиссий недоверчиво отнеслись к результатам ЕГЭ по 100-балльной шкале. Так, приемные комиссии в Марий Эл переводили оценки 100-балльной шкалы в пятибалльную, чтобы “вычислить” общий проходной балл. Кроме того, что это создает дополнительные сложности, встает вопрос о доверии к оценкам. К тому же обычно вузовский вступительный экзамен по математике давал заметный отсев, и другим предметным комиссиям было работать легче. При ЕГЭ такого не произошло и, благополучно миновав математические рифы, абитуриенты продолжили “штурм”.
На совещании прозвучала идея о том, что необходимо от общего числа абитуриентов какой-то процент оставить вузам для приема по их собственным правилам. Приблизительная схема такова: 90 процентов мест будет открыто для всех, вузы пусть решают, кого они хотят принять в соответствии со своими требованиями на остающиеся 10 процентов мест.
Проведение ЕГЭ в этом году не обошлось без казусов. Одна абитуриентка из Якутии подала сразу девять заявлений на девять разных специальностей… и была зачислена. Потом она, конечно, определилась с выбором окончательно. Но не надо, наверное, объяснять, какие неудобства повлек ее поступок. Как заметил зам. министра образования Виктор Болотов, нужно все-таки ограничить количество подаваемых заявлений в вузы.
Ключевая задача – совершенствование контрольно-измерительных материалов (КИМов) и проверка результатов экзамена. Когда в Чувашию пришли протоколы с отметками по пятибалльной шкале, было подано 640 заявлений на апелляцию. Выходило, что в республике всего два процента выпускников получили пятерки по математике. Оказалось, что при компьютерной обработке в центре тестирования не учли баллы, полученные учениками за выполнение задания части С. Отметки пришлось исправлять. Число отличников выросло втрое. Подавляющее количество апелляций было удовлетворено. Но каких тревог это стоило!
Что касается тестов, министр образовании России с оптимизмом смотрит в будущее:
– Если 85 процентов стран мира, причем с огромными территориями (Китай, Канада), ввели ЕГЭ, то и мы найдем все ответы на технические вопросы. Но нам нужно не потерять при этом лучшие достижения российской школы, которая дает действительно фундаментальное образование и которая не учит по системе “Выбор ответа из нескольких возможных”. Нельзя все сводить к ней. Когда мы в феврале вместе с главным редактором “Учительской газеты” ездили в Калифорнийский университет, нам показали тест по биологии. Дают лист с надписью “Тест”. С одной стороны перечислены органы человека: мозг, сердце, нервная система, а с другой – пустое место, только написано: “Нарисуйте, как взаимосвязаны между собой эти органы человека”. Мы: “А где здесь тест?” Они долго не могли понять нас, мы – их, пока не выяснили, что английское “to test” – переводится как “проверять”. В данном случае – проверять знания. А у нас тест – выбрать из пяти ответов. Важнейший момент – не сводить все тесты к системе выбора. Как это сделать – надо думать. Это связано с будущим наших школ. Если мы приведем школу только к системе такого тестирования, то по-другому начнем строить мышление детей, нацеливая их выбирать из готовых ответов. Школьное образование должно приучать думать и решать, а не натаскивать на угадывание.
В целом, как заметил один из выступавших, результаты введения системы ЕГЭ станут видны лет через десять. Сложно предсказать все хорошие и негативные стороны. Есть и еще одна сторона проблемы. Одно дело провести ЕГЭ в трех-четырех регионах, другое – в масштабе всей страны. Результаты могут оказаться самыми непредсказуемыми. ЕГЭ сдается лишь один раз, и сдать его надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенные годы за партой, за случайную оплошность при решении заданий, за плохие оценки, которые не исправишь на вступительных экзаменах в вуз, за ошибки, допущенные при обработке бланков. В этой связи многие выступавшие отмечали, что необходимо проводить тренировочные экзамены, аналогичные ЕГЭ. У ребенка возникает стресс, когда он теряется и не может правильно заполнить бланк. К ЕГЭ надо готовиться заранее, не за месяц, не за два. Надо совершенствовать схему проведения экзамена. Не войдя в воду, не научишься плавать, заметил Виктор Болотов. Оно, конечно, верно. Главное – не утонуть…
Виктор БОЧЕНКОВ
Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте