search
main
0

ЕГЭ сдает экзамен

Литература на выпускных испытаниях как филологическая и педагогическая проблема

Продолжение. Начало в №5-8, 10

ЕГЭ по литературе

Вот на сайте Рособрнадзора демонстрационная версия ЕГЭ по литературе 2022 года. Так давайте к ней и обратимся. Мы будем рассматривать все проблемы с двух точек зрения. Сначала – с точки зрения самой литературы.

Во введении к пособию по подготовке к ЕГЭ по литературе 2021 года» мы читаем: «Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМов ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения достоверных и объективных сведений о готовности выпускников к продолжению образования в учреждениях специального и высшего профессионального образования гуманитарной направленности». Примем эту цель. Но ведь главный вопрос в другом: реализована ли эта цель в заданиях экзамена?

Далее: «При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменатора требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска для сопоставления литературных явлений и фактов, написания сочинения и рассуждения на литературную тему». Пусть так. Но есть ли в экзаменационных заданиях материал для этой самой активизации?

Итак, обратимся к заданиям 2022 года. Прежде всего я предложил бы убрать задания 9 и 11. Они относятся к переводу 110-го сонета Шекспира, сделанному С.Я.Маршаком.

Вот эти задания:

  1. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных образов, использованных в тексте стихотворения.

1) анафора

2) риторический вопрос

3) гротеск

4) оксюморон

5) эпитет

Никакого текста стихотворения перед ними нет. Текст существует только на английском языке. Мы читаем лишь его перевод. Есть ли в оригинале те художественные средства, которые нужно обнаружить, мы не знаем. К тому же есть разные переводы этого же сонета. Как там обстоят дела с этими самыми средствами, мы не ведаем.

  1. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чем сходство (или различие) звучания темы любви в этом стихотворении и в приведенном сонете Шекспира?

Хотелось бы прочесть сопоставление сонета Шекспира и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» или стихотворения Есенина «Собаке Качалова». А можно сравнить и со «Жди меня» Константина Симонова.

Поскольку такого рода сопоставления есть в каждом варианте, то заранее готовится то, с чем можно сравнить предложенное стихотворение: о человеке и природе, о войне и фронте, о социальной проблематике, о внутреннем очищении человека, о значении искусства в жизни, о жизни и смерти, о Родине, о внутренней свободе, о драме героя (это после «Гамлета» Бориса Пастернака), в каких произведениях отечественной поэзии представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом (это после «Незнакомки» Блока).

И не без проколов. После стихотворения Анны Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…», а это стихотворение написано в 1917 году, читаем: «в каких произведениях русских поэтов отображен конфликт поэта и эпохи и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.А.Ахматовой? «Но в этом стихотворении конфликта поэта и эпохи нет. «Но равнодушно и спокойно // Руками я замкнула слух, // Чтоб этой речью недостойной // Не осквернился скорбный дух».

Одно только нужно учесть: к ЕГЭ по литературе нужно готовиться заранее, заранее зная ответы на все возможные вопросы. Теперь с самого начала экзамена. В первой части – отрывок из «Ревизора» Н.В.Гоголя и сонет Шекспира. Итак:

  1. Укажите жанр пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».
  2. Укажите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе («чиновник-то из Петербурга приехал»).
  3. Установите соответствие между образами чиновников и соответствующими произведениями Н.В.Гоголя: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В


  4. Заполните пропуск в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В основе действия пьесы лежит ___, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонациях и проч., автор может использовать ________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.

  1. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чем схожа (или различается) картина нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В.Гоголя?
  2. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение У.Шекспира относится к такому роду литературы, как _________, а его трагедия «Гамлет» к другому литературному роду, который обозначается термином _______.

  1. К какому виду рифмовки (АВАВ) прибегает поэт в первой, второй и третьей строфах стихотворения?

Мы подошли к самому главному. Сначала немножко арифметики. В этом варианте 11 терминов и понятий. Добавим к ним еще два и более, которые нужно вставить в свое сочинение. Но это еще не все. В каждом варианте ЕГЭ по русскому языку в сочинительной части нужно узнать и указать еще 9 понятий. Итого 22 термина и понятия. А теперь скажите: помогают ли эти понятия помочь лучше осмыслить те произведения, в задания по которым они вставлены? Нет, конечно. Здесь произведения нужны лишь для того, чтобы они заставляли назвать верно те или иные термины и понятия. А теперь держитесь. В кодификаторе к экзаменам указаны 117 терминов, о которых могут спросить на экзамене. Очевидно, именно это знание и выдается составителями экзамена за «аналитическое осмысление художественного текста», «его интерпретацию».

Что же касается столь полюбившихся составителям ЕГЭ по литературе терминологических экзерсисов, то о них лучше всего написал Василий Иванович Водово­зов в своей статье «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование», напечатанной в 4-м номере журнала «Русское слово» за 1859 год, то есть всего-навсего сто шестьдесят два года назад. Судите сами, не в бровь, а в глаз.

«Дети выучивают наизусть туманные или витиеватые фразы и совершенно справедливо говорят: «Неспособная, скучная теория!» Странное дело! Все убеждены, что словесность должна быть самым занимательным из всех предметов, а на деле выходит, что нет ничего труднее, как найти занимательность в преподаваемой у нас словесности. Самая поэзия служит только к истомлению памяти. В голове остается хаос общих понятий, а свойство юной, восприимчивой души таково, что она не может довольствоваться пустыми отвлечениями….

Скажут, что, объясняя предмет подобным образом, мы не в состоянии будем пройти курса, назначенного программою. Против этого мы не спорим: там, где вся забота не об обязательном изучении предмета, а о выполнении той или другой программы, пускай учение остается одной программой. Со своей стороны мы думаем, что лучше пройти немного, да с теми подробностями, которые составляют в душе живое, вечное знание. Иначе наука будет состоять в одних оглавлениях да и в тех коротеньких рецептах, научение которым на самом деле подобно впечатлению от принятой микстуры. Все говорят, что нужно практически познакомиться с предметом; многие даже преимущественно занимаются в классах чтением писателей. Но тщедушное руководство лежит по-прежнему в виде книги или тетради на столе, и его непременно следует вызубрить к экзамену. При нашей общей болезненной страсти заучивать на память и лености мыслить я полагаю в настоящее время решительно необходимо не давать по теории никаких руководств или записей… Мы должны, наконец, понять, что для учащегося главная польза не в определениях, а в усвоении того, что под определениями заключается… я думаю, что нет ничего вреднее, как, набивая голову определениями, беспрестанно закручивать ум в эту систему, подобно тюку с товарами».

Как видите, мы отстали от передовой педагогической мысли на 162 года. Вы спросите: а почему Водовозов тогда понимал то, чего наши строгие учителя и судьи не понимают сегодня? Ответ мы найдем в комментариях к этой статье в современном однотомнике: «Статья написана на основе личного опыта В.И.Водовозова. Будучи старшим преподавателем русского языка и словесности в Первой петербургской гимназии, Водовозов много и упорно работал над своим предметом, настойчиво совершенствуя свои занятия». О детях думал, о предмете, о русском языке и русской словесности. Вот и все.

Теперь по существу вопроса. Эпитетов, метафор, синонимов, олицетворений, противопоставлений миллионы. Требуя от учеников назвать каждое выразительное средство, мы всего лишь неповторимое авторское зачисляем в один из разрядов безличного теоретического ведомства. А дело как раз в другом: не от слова к пособию по теории, а от слова к тому, что в слове и что за словом. Ограничусь двумя примерами.

Лев Толстой восхищался эпитетом в стихотворении Тютчева: «И паутины тонкий волос // Блестит на праздной борозде» – это было точно и выразительно. Случайно я в Интернете наткнулся на ответы школьников, которых спросили о смысле этого эпитета. Один мальчик сказал, что она лентяйка, которая отлынивает от работы. А вот девочка с ним не согласилась: она заслуженно отдыхает после долгой тяжелой работы. Вполне возможно, о том, что это эпитет, они оба знали. Но дело не в термине, а в слове.

«Во глубине сибирских руд // Храните гордое терпенье…» Тут главное в том, почему Пушкин назвал терпенье гордым. Ведь гордость и терпенье расположены в совершенно разных, даже противоположных друг другу плоскостях.

У Даля: терпеть – выносить, перемогать, сносить, стоять, не изнемогая. Но и быть кротким и смиряться. Пример: Смирение паче гордости. Гордый – высокомерный, кичливый, спесивый. Тот, кто ставит самого себя выше всех.

Свои глубины сибирских руд были и у Достоевского. По дороге в омский острог, на пересыльном дворе тобольской тюрьмы петрашевцев посетили жены декабристов. Среди них Н.Д.Фонвизина, подарившая Достоевскому экземпляр Евангелия – единственную книгу, которую разрешалось читать на каторге.

Но гордость Достоевский отрицал. И опирался здесь на Пушкина: вспомним его Пушкинскую речь.

«Не только для мировой гармонии, но и даже для цыган не пригодится несчастный мечтатель, и они выгоняют его – без отмщения, без злобы, величаво и простодушно:

Оставь нас, гордый человек:

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним.

Все это, конечно, фанатично, но «гордый-то человек» реален. В первый раз схвачен он у нас Пушкиным, и метко схвачен… Тут же подсказывается русское решение вопроса, «проклятого вопроса», но на народной вере и правде: «Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость…»

Но ведь было у Пушкина и другое: «храните гордое терпенье». И в «смирись, гордый человек», и в «храните гордое терпенье» эпитеты. Но ведь дело именно не в терминах, а в словах.

Экзамен по литературе убивает первооснову литературы – слово. Ни одного задания по истолкованию слова, художественной детали, сцены, эпизода, по интерпретации текста.

Не об этом ли сто лет назад предупреждал Николай Гумилев?

Но забыли мы, что осиянно

Только Слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это – Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Во введении к пособию по подготовке к ЕГЭ по литературе сочинения экзамена определены как сочинения-рассуждения. Дают ли возможность для рассуждения предложенные формулировки?

  1. Какую роль в романе М.Ю.Лер­монтова «Герой нашего времени играют портретные характеристики героев? Роман читали в 9-м классе. Пишут сочинение после одиннадцатого. Помнят ли текст на таком достаточно трудном уровне? Не говоря уже о том, многие ли читали сам роман… И вот еще что. В такой формулировке (характеристики героев) тушуется сам Печорин. А роман ведь о герое нашего времени. Здесь возможно выпадение из сочинения его первоосновы.
  2. Герои-антагонисты в пьесе А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин. А что, Дикой тоже в герои попал? Тему эту я не принимаю по разным причинам. Дикого мы на уроках литературы разоблачали в 1946 году, когда я сам учился в школе. С тех пор он прошел с нами на уроках литературы все десятилетия. Может быть, остановиться? Ну ладно, в советские годы он был для нас классово чуждым врагом. Но ведь с тех пор мы и сами прошли через первоначальное накопление капитала и знаем его издержки. Отметим, что Кабанову сейчас в театре играют совершенно по-другому. А Ролан Быков мечтал поставить «Грозу» с великой трагической актрисой Нонной Мордюковой в роли Кабановой. Может быть, и до Дикого дойдет очередь. Не уверен, что нынешние школьники хоть что-то помнят о Кулигине. И еще: формулировка тем дает ответ на то, как нужно это сочинение писать – противопоставить близкого нам Кулигина с его защитой города и людей чуждому и ненавистному нам Дикому.
  3. Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С.А.Есенина. (На примере не менее трех стихотворений.) Сочинение пишется элементарно: пересказ двух-трех абзацев учебника и три цитаты из разных стихотворений. Вот, собственно, и все. Какие тут могут быть рассуждения, непонятно.
  4. Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины XX – начала XXI века. Тема сформулирована двусмысленно и может погубить кого-то из писавших, если проверяющий поймет ее по-другому. Это может быть произведение о прошлом, написанное современным писателем – скажем, сегодня, но о революции и Отечественной войне. Но возможно и другое. На страницах произведений Василия Шукшина, Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Даниила Гранина, Юрия Нагибина, когда они пишут о своей современности, тоже ведь предстоит история. Вы же не будете отрицать, что роман или повесть о борьбе современной медицины и эпидемии станет запечатленной в литературе страницей истории.
  5. Какие эпизоды романа Л.Н.Тол­стого «Война и мир», с вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.) «Война и мир» – самое не прочитанное выпускниками современной школы произведение. У нас можно получить 100 баллов за экзамен или получить золотую медаль с пятеркой по литературе, не прочитав этот роман. Но здесь и другое.

    Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте