Краснодарский край – один из крупнейших регионов нашей страны. Любимое место отдыха миллионов россиян. Мы произносим: Сочи, Туапсе, Анапа – и сердце заполняет теплое чувство. Море и солнце, виноград и мандарины, улыбки и радость – таким воспринимают люди этот необъятный край. А когда едешь по его богатой земле, видишь добротные дома, ухоженные сады, доброжелательных кубанцев, то понимаешь: она, эта земля, хоть и обласкана Богом, но и люди трудятся на ней не покладая рук. Исторически край этот называют Кубанью. Два прекрасных теплых моря омывают его территорию: Черное и Азовское. Он разделен на 38 районов. Здесь 26 городов и 1175 сельских поселений. Здесь живут пять миллионов человек. На Кубани много полезных ископаемых. Это нефть и газ, известняковый камень и мергель, из которого получают цемент, это гипс и каменная соль, это кварцевый песок и йодсодержащие воды. Кубань – важнейший сельскохозяйственный регион, житница России. На пяти миллионах гектаров плодородной пашни люди возделывают свыше 100 сельскохозяйственных культур! Здесь прекрасные автомобильные дороги протяженностью 26 тысяч километров. Здесь самый большой в стране нефтеналивной танкерный флот. Развиты нефтеперерабатывающая, химическая, цементная промышленность, приборостроение. Для всего этого, безусловно, требуются рабочие руки и умные головы. Образно выражаясь, их лепит, растит и пестует образование Краснодарского края: тысячи учителей. Этому посвящен сегодняшний выпуск нашей вкладки «УГ»-регион».
– Михаил Борисович, какова содержательная сторона деятельности кубанской системы общего образования?
– Первостепенными стали для нас два направления, связанные с модернизацией российского образования. Во-первых, подготовительная работа по реализации с 1 сентября 2005 года нового содержания общего образования и переходу всех школ края на новые стандарты школьного образования. Краснодарский край стал одним из десяти участников федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Уже в предстоящем учебном году мы сможем ввести предпрофильную подготовку в каждой третьей школе Кубани. Ученики 397 школ осознанно выберут профильное обучение. Мне приятно сказать, что опыт работы Краснодарского края в этом направлении одобрен Министерством образования и науки России.
Другим приоритетом минувшего учебного года стал единый государственный экзамен. В нем участвовали 54 тысячи выпускников. Это очень много. И потому очень трудно. Но несмотря на это, эксперимент прошел слаженно и организованно, что стало возможным в первую очередь благодаря поддержке глав муниципальных образований, активному участию руководителей муниципальных органов управления образованием, органов внутренних дел. Они сумели обеспечить надлежащее проведение эксперимента. И потому сегодня мы твердо убеждены в том, что единый государственный экзамен дает возможность получить объективные оценки знаний выпускников общеобразовательных школ.
ЕГЭ позволил выявить наиболее талантливых ребят, получивших по разным предметам свыше 90 баллов из 100 возможных. Многие из них живут в малых и отдаленных населенных пунктах Кубани. Развеян миф о безусловном превосходстве городской школы над периферийной. Впервые в этом году 7 кубанских выпускников по разным предметам получили 100 баллов из 100 возможных!
В результате 63 процента выпускников школ поступили в вузы на очную бюджетную форму обучения по условиям ЕГЭ. Вот и ответ на вопрос: нужен ЕГЭ или нет!
Достаточно высокий уровень качества образования находит подтверждение и в том, что кубанские школьники выступают на республиканских и международных предметных олимпиадах. В международных олимпиадах в составе национальной сборной Российской Федерации участвовали четыре школьника из Краснодарского края. Двое из них завоевали медали.
– А что происходит с профессиональным образованием? Есть ли успехи, особенно в начальном?
– Да, есть. Открыты три профессиональных училища, где учатся 36 тысяч ребят, созданы новые направления подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда.
– Ребята действительно находят работу?
– 83 процента трудоустроены! Возрастает социальная значимость среднего профессионального образования. В ссузах обучались в минувшем учебном году свыше 86 тыс. студентов, значительная их часть – дети из малообеспеченных семей.
Расширен спектр образовательных услуг за счет увеличения числа специальностей технического, сельскохозяйственного и сервисного профилей. Прием в учреждения среднего профессионального образования в 2004 году проводился по 125 специальностям.
Абсолютное большинство выпускников техникумов и колледжей находят работу (занятость составляет более 90%).
Учреждения СПО успешно осваивают многоканальное финансирование. Только за 2004 год они привлекли дополнительно более 250 млн. рублей к бюджетному финансированию в 600 млн. рублей. Армавирский юридический техникум, например, заработал 42 млн. рублей при бюджете 10 миллионов. Деньги реинвестированы в образовательную деятельность.
– Каковы сегодня основные проблемы, затрагивающие различные уровни образования, то есть проблемы системного характера, которые вам предстоит решать на втором этапе модернизации образования?
– Наиболее острой становится проблема кадров в образовательных учреждениях. Многие молодые, проработав год-два, покидают школы (такая картина характерна прежде всего для крупных городских населенных пунктов). Чуть лучше ситуация и в профессиональном образовании. Это ставит под сомнение не только качество современного образования, но и будущее кубанской школы.
– Чрезвычайно острой и злободневной стала сегодня для многих регионов проблема состояния учебно-материальной базы школ.
– Для нас тоже. В аварийном состоянии находятся 44 образовательных учреждения, в том числе 26 школ. Не имеют полного благоустройства более трети учебных заведений.
Справедливости ради надо признать, что в последние 2-3 года ситуация стала понемногу изменяться в лучшую сторону. Решается проблема переоснащения образовательных учреждений новыми учебными кабинетами. Первые 90 полных комплектов кабинетов физики, химии и биологии осенью текущего года получат сельские школы. Благодаря пониманию и поддержке главы администрации Краснодарского края Ткачева в прошлом учебном году в школы поступило спортивное оборудование и инвентарь на сумму 24,3 млн. рублей.
– Наверное, извечно актуальной остается проблема воспитания детей и молодежи?
– Более того, приходится говорить о ее обострении! Незнание государственных символов, и, как следствие, неуважение к ним, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и уклонение от службы в армии, культивирование самых низких образцов массовой культуры… Это далеко не полный перечень «болезней» нашей молодежи.
Но у нас накоплен интересный опыт работы по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодежи к военной службе. Край – единственный регион России, где в 90-е годы была сохранена подготовка юношей к военной службе в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования. И сегодня только у нас осуществляется подготовка по основам военных знаний в школе второй ступени. Широкое распространение получила поисковая работа. Третий раз подряд школьники Кубани становятся победителями Всероссийской военно-спортивной игры «Победа».
Комментарии