search
main
0

ЕГЭ расколол образовательное сообщество

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ: – Должен сказать, что в образовательной политике у нас в стране кризис был запрограммирован задолго до мирового экономического кризиса четырьмя позициями.

Первая – отказ Минфина РФ повысить зарплату интеллигенции в регионах. В результате сейчас в Якутии норматив на одного ученика – 62 тысячи рублей, в Московской области – 53, в Амурской области – 9 тысяч рублей. Понятно, что право на образование не должно зависеть от места рождения и качества работы губернатора, это создает социальную напряженность.

Вторая – ЕГЭ. Образовательное сообщество по этому поводу расколото, родители говорят, что подготовить детей к ЕГЭ с репетиторами стоит дороже, чем раньше к традиционному экзамену, что воспитание в процессе обучения падает. Виктор Болотов сказал, что до 15% выпускников не получат школьных аттестатов, а ему можно верить, ведь это он долгие годы вводил ЕГЭ в нашу образовательную практику. В результате дети, не получившие аттестатов, смогут учиться в ПТУ лишь на базе девяти классов.

Третья – переход к двухуровневому образованию. Большинство студентов будут учиться на год меньше и получат меньше специальных знаний.

Четвертая – намерение Минобрнауки РФ сократить число вузов в пять раз, об этом заявил министр Андрей Фурсенко в одном из своих выступлений.

Учитывая эти четыре позиции, мы можем сказать, что получили бы образовательный кризис независимо от краха экономики и падения цен на нефть. Но экономический кризис все усложнил и обострил. Мы направили Президенту РФ аналитическую записку, в которой показали, что до двух с половиной миллионов человек могут остаться в этом году без работы и учебных мест.

На мой взгляд, нам нужна срочная антикризисная программа, которую предлагаю назвать «АКМ-2009». Не подумайте дурного: это антикризисные меры, а не аббревиатура автомата Калашникова.

Первое – мы приветствуем предложение Президента РФ о расширении образовательного кредитования для успевающих студентов, но мы считаем, что нужно идти дальше. Необходимо предложить беспроцентные возвратные образовательные субсидии всем нуждающимся студентам из тех, кто учится на внебюджетной основе в государственных и негосударственных вузах.

Второе – мы приветствуем решение Министерства образования и науки РФ не сокращать в этом году набор на бюджетные места, но предлагаем идти дальше: вернуться к набору 2004 года, причем, как гуманитарий, я бы согласился с предложением сделать это прежде всего для специалистов инженерных специальностей и специалистов в фундаментальных областях естественных наук.

Третье – мы считаем необходимым выделить в 2009 году 270 миллиардов рублей на зарплату педагогов в регионах, в противном случае учителя с малой зарплатой воспримут объявление Года учителя, мягко говоря, с недоумением.

Четвертое – мы приветствуем решение о возвращении льгот по налогу на прибыль для образовательных учреждений и предлагаем идти еще дальше: вернуть образованию налоговые льготы 2001 года. Мы считаем неправильным, когда некоторые государственные вузы платят налогов больше, чем получают из бюджета, это противоестественно. Мы считаем неправильным, когда негосударственные вузы, которые создают материальную базу, за это наказывают, а не поощряют.

Пятое – мы предлагаем принять две схемы добровольной сдачи экзаменов: либо с ЕГЭ, либо без ЕГЭ, и уверены, что половина людей будет поступать в вузы без ЕГЭ. Есть еще один вариант: отложить введение ЕГЭ на три года, чтобы не создавать напряженности, иначе сотни детей не будут иметь возможности учиться очно.

Я согласен с Виктором Садовничим, что нужно вернуть право бакалавру получать образование специалиста. Но, думаю, нужно идти дальше: спокойно разобраться в последствиях принятия закона о двухуровневом образовании, а пока пусть действует прежний закон. По нему каждый студент сможет продолжить обучение после четырех лет учебы в бакалавриате и не окажется на улице, магистрант не потеряет отсрочку от армии при переходе в другой вуз, все желающие продолжат интеграцию в Болонский процесс на добровольной основе. Все это гарантируется прежней редакцией закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Мы поддерживаем призыв президента внимательно относиться к аккредитационным критериям, чтобы искусственно не сократить число вузов и не выбросить на улицу педагогов и студентов. Нужно на три года приостановить любые действия по введению новшеств и аккредитацию проводить по прежним правилам, установленным законом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте