Единый государственный экзамен для большинства его участников является не только итогом обучения в средней школе, но и «входным билетом» на следующий уровень образования. Это обстоятельство накладывает на выпускника высокую ответственность за собственное будущее. Выпускника можно сравнить со спортсменом, выходящим на рубежный этап важных соревнований, когда результат зависит не только от мастерства владения техникой, но и во многом от того, в какой физической и эмоциональной форме он подойдет к старту, насколько сильна будет его воля к достижению максимального результата, насколько он будет способен справиться с волнением, контролировать себя здесь и сейчас, чтобы продемонстрировать все, на что он способен.
Именно поэтому так важно, чтобы в процессе подготовки к экзаменам сам выпускник и все, кто сопричастен, понимали важность не только предметной, но и психологической составляющей готовности к итоговой аттестации. Необходимо отметить, что в результатах экзамена кроме самого выпускника заинтересованы образовательная организация, учителя и, конечно, родители. Как правило, их заинтересованность выражается в ожидании определенных результатов и тесно связана с репутационными рисками. Тревоги взрослых порой приобретают неконструктивную форму запугивания («Не сдашь – в армию пойдешь»), шантажа («Не поступишь – пойдешь работать, содержать тебя никто не будет»). В результате давления уровень тревоги выпускника повышается. К необходимости показать результат своей учебной деятельности присоединяется страх не оправдать ожиданий взрослых, остаться за бортом жизни и так далее. Чем выше тревога, тем тяжелее себя контролировать и управлять собственным результатом. Поэтому отказ от стратегии давления в пользу стратегии поддержки, в первую очередь со стороны семьи, – первое правило психологической подготовки к экзамену. Для того чтобы оказать адресную поддержку, необходимо понимать, какие конкретно трудности испытывает выпускник. Как правило, их можно разделить на три основные группы. ПерваяТрудности, связанные с процедурой экзамена. К ним относятся недостаточная или некорректная информированность выпускника о процедуре экзамена на разных его этапах, о нештатных ситуациях, которые могут произойти во время экзамена, о правах и обязанностях участников экзамена. К этой же группе можно отнести непонимание выпускником, как оцениваются разные задания разных частей экзамена, как распределяется отведенное на экзамен время. Трудности второй группыСвязаны с уровнем организации умственной деятельности и сформированности общеучебных навыков, со способностью к концентрации и распределению внимания в условиях ограниченного количества времени, с умением выстроить оптимальную стратегию выполнения заданий с учетом их «оценочного веса».Третья группаЛичностные особенности ребенка: тревожность, гиперответственность, неадекватная самооценка, мнительность, эмоциональная незрелость. Многие ребята говорят, что не имеют представления об альтернативных сценариях поступления в вуз вне зависимости от полученных баллов. Для них баллы ЕГЭ – «вопрос жизни и смерти». Такая сверхзначимость результата является барьером для рационального распределения своих ресурсов. Выпускники из одного класса могут испытывать трудности совершенно разного характера. Необходимо определить трудности и ресурсы их преодоления у конкретного ребенка и, исходя из этого, строить индивидуально ориентированные программы психологической подготовки, стараясь максимально экономить свободное время ребенка.Основная ответственность за психологическую готовность выпускника к экзаменам лежит на плечах взрослых, прежде всего родителей. Во-первых, необходимо, чтобы семья как минимум за полгода ознакомилась и донесла до ребенка достоверную и исчерпывающую информацию о предстоящей приемной кампании, конкурентной ситуации по баллам прошлого года, правилах учета индивидуальных достижений. Результатом подобного информирования должна стать карта вузов и понимание учеником пороговых баллов. Понятно, что 300 баллов по трем экзаменам – мечта любого родителя. Но каждому выпускнику необходимо видеть реалистичную цель, чтобы к ней идти. Родитель также должен быть всесторонне информирован о правилах проведения ЕГЭ в текущем году, чтобы не транслировать и не поддерживать мифы, которые только осложняют подготовку ребенка. Во-вторых, дома должны быть созданы комфортные условия для подготовки, начиная с рабочего места ученика и заканчивая характером общения и взаимодействия с ним. Ребенок должен хорошо питаться, высыпаться, достаточное время бывать на воздухе, общаться с друзьями – все это наряду с системной предметной подготовкой является источниками ресурсов и слагаемыми будущего успеха. В-третьих, совместно с учителем и специалистами психолого-педагогического сопровождения нужно точно определить, что затрудняет эффективную подготовку ученика. При этом под эффективностью стоит понимать максимально возможный для ребенка результат при минимальных затратах здоровья. Необходимо подобрать специальные мероприятия и упражнения, которые помогут включить сильные стороны, обойти слабые места, научиться управлять своим волнением, концентрировать и перераспределять внимание, овладеть эффективными навыками запоминания, работы с текстом, совладания со стрессом и так далее. Выпускники часто пишут так называемые пробники, которые помогут контролировать динамику результата и эффективность подготовки.Анастасия КУЗНЕЦОВА,педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании
Комментарии