search
main
0

ЕГЭ придумал Наполеон. У Франции те же проблемы, что и у России

«Париж – это праздник, который всегда с тобой». Наверное, так может сказать не один Хемингуэй. «В Париже всегда хочется есть, пить, любить и творить», – утверждал классик. Париж как маяк, он манит людей со всего мира, и, разумеется, особое отношение к этой древней культурной столице у нас, русских. Между прочим, русская речь слышится в прямом смысле на каждом шагу, здесь можно встретить наших бизнесменов и политиков, ученых и кутюрье, с писателем Владимиром Сорокиным легче встретиться на Монпарнасе, чем где-нибудь на Патриарших прудах.

Нашей делегации удалось побывать в университете , специализирующимся на обучении древним языкам, современной филологии, литературе, истории искусств, архитектуре, археологии, философии и педагогике. Находится он в самом центре Парижа, в здании, которое является памятником архитектуры. Это та самая Сорбонна, которая на протяжении многих веков была легендой всей образованной Европы, из которой вышли почти все знаменитые люди Франции – политики, писатели, мыслители и философы. Правда, сейчас коридоры и лестницы явно требуют ремонта – сыплется штукатурка, веет сыростью.

Досье «УГ» Во Франции с 1808 года действует система единого национального экзамена в тестовой форме (проводится органами государственного образования) для получения диплома о полном среднем образовании – диплома бакалавра, дающего право поступления в государственные вузы. Если результаты единого национального экзамена не удовлетворяют экзаменуемого, он может неоднократно его пересдать. Единственным критерием успеваемости при поступлении в вуз являются три вида диплома с обязательным приложением результатов по профилю обучения: общеобразовательный, технологический, профессиональный. Абитуриенты могут направлять с 20 января через Интернет в различные вузы до 36 заявок на обучение (не более 2 по каждой форме), расположенных в порядке предпочтения специализации, места обучения, вида диплома. Каждая конкретная заявка должна быть подтверждена до 20 марта, изменение приоритетностей на их листе допускается до 4 июля. Распечатанные досье направляются в выбранные вузы до 2 апреля. Ответы поступают по Интернету с 10 июня по 18 июля, затем идет период административного зачисления абитуриентов в учебные заведения. При поступлении внеучебные достижения абитуриентов, как правило, не учитываются. Они могут приниматься во внимание в процессе обучения в конкретных вузах. Университеты не проводят дополнительные испытания подготовки абитуриентов по профильным предметам. В зависимости от уровня доходов семьи абитуриенты могут рассчитывать на получение госстипендии, места в общежитии, различных дотаций.

СтатфактВ стране 85 университетов, в которых обучаются 1,5 миллиона студентов и работают свыше 90 тысяч преподавателей, ученых и специалистов.Сорбонна была основана в 1257 году Роббером де Сорбон, чтобы обучить несколько десятков бедных студентов богословию. Довольно быстро Сорбонна – свое название университет получил лишь в XIV веке – стала самым крупным и престижным образовательным учреждением Парижа и Франции. В 1968 году в связи с кризисом университет был реформирован и разделен на 13 независимых вузов, 5 из которых находятся в пригородах Парижа.

Париж как праздник

Феномен Парижа описан не одним писателем, исследователем, историком. Впрочем, наверное, стоит говорить все-таки не только о Париже, но и о Франции в целом. Судьбы России и Франции причудливо переплелись, так что неудивительно, что у нас немало общего в культуре, истории, образовании… Нынешний год – Год России во Франции и Франции в России, а это еще один хороший повод поближе познакомиться со страной, которая так тесно связана с нами исторически, а сегодня еще и экономически. Иногда, чтобы лучше понять происходящее у себя на Родине, нужно посмотреть, а что же делается у близких и таких похожих на нас соседей. Оказалось, во французском образовании до боли много схожего с нашим, российским, – те же проблемы, те же реформы: университеты переводятся в статус автономных, педагогическое образование модернизируется, при этом удлиняется срок обучения педагогов за счет уровня «мастерс». А ЕГЭ вовсе не выдумка российских реформаторов, его идея пришла в голову самому Наполеону. Перед Францией, как и перед Россией, стоит довольно серьезная задача адаптации мигрантов к новым для них реалиям, иному языку и культуре. Во всем этом была возможность убедиться воочию у группы российских журналистов ведущих федеральных изданий и информационных агентств, которые пишут об образовании.

…Наше знакомство с Парижем начинается с аэропорта Шарль де Голль – крупнейшего во Франции. К пограничным пунктам длинными лентами тянутся очереди из желающих въехать в страну вьетнамцев, алжирцев, жителей бывших колоний… Впрочем, и сами пограничники в большинстве своем не европейцы. Такова ситуация не только во Франции, во всей Европе, особенно в тех странах, которые все еще относительно доступны для мигрантов. Несколько шокируют спящие прямо на улицах – кто на асфальте, кто на полосатых матрасах, кто на вентиляционных трубах (так теплее) – люди, причем явно не пьяницы. «Жилье здесь еще дороже, чем в Москве, в центре Парижа квадратный метр стоит 10 тысяч евро», – по ходу движения автобуса рассказывает нам Василий Усенко, представитель Посольства России во Франции. Узнаем мы и о пяти главных признаках парижских улиц – высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности, типичный особняк для архитектуры Парижа – частный дом П-образной формы с внутренним двориком и садом с тыльной стороны средней части здания. Дома, как правило, бежевого цвета, причем решетки на них не повторяются, они все разные – каждая чуть ли не произведение искусства. И еще – зачастую соблюдается лучевой принцип строительства. Оказалось, современный вид городу был дан еще в середине позапрошлого столетия. В 1852 году по плану усовершенствования города, задуманному бароном Османом, были разрушены целые кварталы, а на их месте появились широкие проспекты и выстроенные в единую линию каменные здания в неоклассическом стиле.

…В первый день нашего пребывания в Париже мы увидели три главные достопримечательности древнего города – собор Парижской Богоматери – Нотр-Дам, воспетый Гюго, Эйфелеву башню и Триумфальную арку – конструкцию XIX века. И конечно же, побывали в российском посольстве во Франции – типичном строении эпохи соцреализма: на входе были изображены серп и молот, правда, рабочего почему-то не было, одна девушка-колхозница. Оказалось, здание строилось как бункер во времена застоя при Леониде Ильиче в 1978 году, здесь есть все: школа, столовая, детсад, медпункт, в общем, свой маленький город в городе большом. Из разговора с послом России во Франции Александром Орловым мы узнали, что, к сожалению, сокращается количество французов, изучающих русский язык. В то же время в местах, где есть русские диаспоры, к примеру около Ниццы, открываются факультативы и классы по изучению русского языка. Александр Константинович отметил, что во Франции не было ни одного случая плохого обращения с усыновленными из России детьми, сейчас РФ и Франция ведут переговоры по вопросам международного усыновления.

…Наш первый день закончился на бульваре Монмартра, где нам предстояло жить целых пять дней, в самом центре Парижа, совсем рядом со знаменитым Лувром, Эйфелевой башней и Сакре-Кер… И уже в первый день мы почувствовали, что так влекло сюда наших русских писателей и поэтов, художников и артистов – ощущение праздника жизни, романтики и вдохновения, разлитого, казалось, в самом воздухе древних парижских улиц.

…Однако Париж – это не только средоточие богемы, уже с XI века этот город становится одним из главных образовательных центров Европы. В XIII веке в нынешнем Латинском квартале появляется ряд независимых коллежей – прародителей современной Сорбонны. Сегодня Латинский квартал привлекает туристов в основном изобилием своих сувенирных лавок, а образование, как и в России, переживает эпоху бурных реформ.

«Школа нового поколения»

Побывать в конкретной парижской школе нам не удалось – нашей главной целью было знакомство с системой высшего образования Франции и ее научными центрами, однако о том, что происходит во французских школах, мы узнали из уст сенатора от региона Нор Па-де-Кале, председателя Комиссии по культуре, образованию и коммуникации Жака Лежандра:

– Учебный 2008-2009 год стартовал под знаком «школы нового поколения» (как похоже на российские реалии – у нас «Наша новая школа». – Прим. авт.): была снижена учебная нагрузка на детей, отменены занятия по субботам, усилена внеклассная работа, кроме того, был облегчен режим «привязки» учеников к школам по месту жительства. Главная задача реформы средней школы – повысить качество обучения. Особенно это актуально для начальной школы, – заметил господин Лежандр. – Анализ знаний десятилетних школьников показал, что они плохо владеют французским языком, плохо пишут и неважно читают. Вообще оказалось, что во Франции 40 процентов учащихся в коллежах не усваивают учебные программы и остаются на второй год (тогда как в среднем эта цифра, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет 13 процентов). В лицеях этот показатель, разумеется, ниже, но тем не менее достаточно высок – 15-20 процентов. А в результате большое количество лицеистов не в состоянии сдать экзамены на диплом бакалавра и поступить в университет. Эти молодые люди растворяются в обществе без какой-либо конкретной квалификации. Печально и то, что половина от ежегодно поступивших в вузы бакалавров вынуждены покинуть учебу в течение первых трех лет из-за своей слабой базовой подготовки. Поэтому сегодня для отстающих учеников в средней школе организуются дополнительные занятия, учебные программы корректируются в пользу двух приоритетных предметов – французского языка и математики. Усиливается внимание и к преподаванию иностранного, разумеется английского. На вопрос о русском языке господин Лежандр заметил, что, к сожалению, интерес к русскому языку значительно снизился в последнее время.

– Выбирают еще и испанский, потому что это язык солнца и каникул, моден китайский, а вот немецкий, хотя Германия наш основной экономический партнер, также становится непопулярным, – сетует сенатор.

Правительство, по словам сенатора, считает, что обновленный французский лицей должен стать для молодежи надежной ступенью перехода к высшему образованию. Эту цель планируется достичь за счет меньшей по времени, но более интенсивной учебной нагрузки, а также последовательной профориентации школьников по востребованным в вузах и на рынке труда специальностям.

– Сейчас процесс реформирования лицейского образования вступает в решающую фазу, – говорит Жак Лежандр. – Причем, как считают эксперты, Франция во многом учитывает опыт Финляндии, где акцент сделан на свободное комплектование учащимися своих учебных программ. Теперь и французские школьники смогут формировать свою учебную программу в зависимости от уровня подготовки, а также действующего на этот счет регламента. В течение каждого из двух семестров лицеисты должны выбрать и освоить по 9 учебных модулей (3 часа в неделю). Они состоят из 11 базовых предметов (французский, математика, два «живых» иностранных языка, история, география, физическая культура и др.), четырех научных дисциплин (физика, естествознание, информатика, эстетическое воспитание) и трех модулей «индивидуальной подготовки». В выпускном классе на базовые модули приходится 45 процентов учебного времени, столько же – на специальные предметы с акцентом на конкретную профессию и 10 процентов на дополнительные занятия и индивидуальную подготовку. По мнению правительства Франции, предложенная система должна устранить значительную разницу в уровне знаний между средней и высшей школой, улучшить подготовку молодежи к поступлению в вузы и снизить количество отчисляемых за неуспеваемость студентов уже после первого курса обучения.

…Еще одна головная боль французского образования – дети-мигранты. Их во Франции довольно много. И, думается, именно за счет этой категории школьников такой низкий процент успеваемости во французской средней школе по сравнению с другими странами Европы. Интересная деталь: семье мигрантов во Франции платят пособие, если их дети посещают школу. Впрочем, по словам сенатора, иногда бывает так, что родители не контролируют ребенка, особенно подростка. Он давным-давно забросил занятия, а семья тем не менее получает деньги… Как бы там ни было, но школа, по сути, основной социальный институт, способствующий интеграции мигрантов во французское общество.

– Разумеется, помимо этого есть различные ассоциации, клубы по интересам, занятия спортом, искусством. Хорошо, когда французские дети и дети мигрантов, особенно молодежь, вместе проводят досуг, сложнее в тех районах, где живут одни мигранты, и им незачем усваивать французский язык и французскую культуру…

В то же время французы отмечают, что они привыкли к мигрантам, что для них это давно уже не шок, а обыденная реальность.

…Примечательно, что каждый лицей Франции получает от государства дотации, их величина зависит от количества учеников и от того, сколько языков изучается в лицее. Этих дотаций вполне хватает, чтобы все кружки и факультативы, которые проходят в школе, были абсолютно бесплатными для ее учеников. Больше денег получают те лицеи и коллежи, которые находятся в зонах приоритетного развития, то есть где уровень жизни снижен и дети учатся хуже, а значит, нуждаются в дополнительных занятиях.

…Сенат Франции, между прочим, находится в роскошном дворце, построенном для Марии Медичи архитектором де Броссом. В ослепительно красивом конференц-зале находится трон Наполеона. Это здание считается самым красивым в Париже. Из окон сената открывается восхитительный вид на Люксембургский сад, в котором так любят гулять парижане и многочисленные туристы со всего мира.

Париж-Сорбонна (Париж IV)

О том, престижно или нет быть учителем во Франции, мы спрашивали не раз. Нам отвечали весьма обтекаемо: все зависит от того, в каком лицее работаешь, с какими детьми.

– Именно молодежь оказывается в самой сложной ситуации, все дело в том, – поясняет сенатор Жак Лежандр, – что все учителя имеют статус госслужащих во Франции. По закону молодой педагог, если это его первое место работы после окончания учебы и стажировки, должен ехать туда, куда его распределит государство. Как правило, новички попадают в самые проблемные школы – опытные учителя имеют право выбора и, конечно же, откажутся от такой работы.

Один из ведущих журналистов агентства «Франс Пресс», пишущий об образовании, Эмманюэль Дэфулуа ответил более конкретно:

– Раньше это была очень престижная и уважаемая профессия во Франции, однако сейчас престиж учителя в обществе явно упал. Думаю, связано это с тем, что вырос в целом образовательный уровень родителей, они зачастую более осведомлены, чем школьные учителя, кроме того, зарплата педагогов по сравнению с другими слоями общества невысока. Потому и возникла необходимость реформы педобразования.

Уже с сентября 2010 года пединституты войдут в состав университетов, срок же подготовки школьных учителей увеличится за счет уровня «мастерс». Не все с этим согласны, прежде всего сами учителя – зарплату они теперь будут получать на год позже, в то же время она вряд ли существенно увеличится.

Так, у начинающего учителя зарплата в среднем 1500 евро, у опытного – чуть менее 3 тысяч евро. В более привилегированном положении находятся учителя старшей школы, их тут называют агреже. Агреже со стажем может получать 3700 евро.

Нашей делегации удалось побывать в университете Париж-Сорбонна (Париж IV), специализирующимся на обучении древним языкам, современной филологии, литературе, истории искусств, архитектуре, археологии, философии и педагогике. Находится он в самом центре Парижа, в здании, которое является памятником архитектуры. Это та самая Сорбонна, которая на протяжении многих веков была легендой всей образованной Европы, из которой вышли почти все знаменитые люди Франции – политики, писатели, мыслители и философы. Правда, сейчас коридоры и лестницы явно требуют ремонта – сыплется штукатурка, веет сыростью.

– Наше здание – часть древней истории Парижа, и потому ремонт здесь сложная и дорогостоящая процедура, – поясняет нам господин Дэни Лабурэ, заместитель председателя Административного совета университета Париж IV.

Подготовкой учителей для средней школы университет Париж IV занимается уже два года, именно тогда он включил в себя педуниверситет Парижа.

– Реформа педобразования призвана повысить образовательный уровень всех учителей, в том числе и начальной школы, до уровня «мастерс», – рассказывает директор института обучения преподавателей университета Париж IV Ален Фрюжьер. – Подлил масла в огонь кризис: во-первых, в три раза уменьшилось количество учительских вакансий, а тут еще и получение зарплаты отодвинулось в связи с увеличением срока обучения. Впрочем, на шестой год в период стажировки будущие педагоги уже получают зарплату. Стажеры в течение года по 8 часов в неделю уже самостоятельно работают в классах с учениками. В остальное время они получают теоретические знания по психологии, педагогике и физиологии детей и подростков. Наиболее престижно работать в старшей школе, то есть быть агреже, это связано и с более высокой зарплатой, и с возможностью впоследствии перейти работать в систему высшего образования.

– Есть и определенные риски в этой системе подготовки, – отмечает Ален Фрюжьер. – Во-первых, после пяти лет обучения нужно пройти конкурсный отбор. А что будет, к примеру, с теми студентами, которые прошли конкурс, но завалили уровень «мастерс», причем нужно учитывать, что ступеней «мастерс» две. Скорее всего, видимо, таким студентам придется идти работать в самое непрестижное место – в начальную школу.

Образование для элиты

…Помимо подготовки учителей у университета Париж IV много других гуманитарных специальностей, он, по сути, хранитель, главный оплот культурных ценностей Франции в образовании.

– Мы пытаемся противостоять образовательной модели общества потребления, которую нам навязывает Америка. В ней нет места древним языкам, философии, литературе. Это наша миссия – сохранение древних знаний, мертвых языков – древнегреческого, древнееврейского, латыни, – убежден Дэни Лабурэ. – В противном случае может постепенно исчезнуть вся западноевропейская культура. Разумеется, диссертация по древнегреческому языку не важна для рынка, она необходима для сохранения культуры. Конечно, сейчас все больше студентов предпочитают изучать не мертвые языки и историю папирусов, а политику, издательское дело, журналистику, нам приходится это учитывать в своей работе, в городе Нои недалеко от Парижа мы открыли школу журналистов Сальза, которая входит в состав Парижа IV. Что же касается греческого языка, то мы сейчас набираем группу всего лишь из 50 человек, раньше их было в 5-10 раз больше.

В Сорбонне учатся студенты со всего мира, есть и россияне, правда, Дэни Лабурэ, как и сенатор Жак Лежандр, посетовал на уменьшение количества желающих изучать русский язык.

– Образование в университетах Франции бесплатное – это одно из важнейших наших достижений. Самая большая статья расходов для иногородних – жилье, – говорит господин Лабурэ. – Наши студенты, правда, получают стипендию в размере 800 евро, но этого явно недостаточно, чтобы прожить в Париже не подрабатывая. Иностранным студентам, как правило, стипендию платит их правительство или Брюссель, если они из Евросоюза, кроме того, существует множество студенческих программ для ребят из стран Восточной Европы.

Система высшего образования Франции имеет свою специфику, она включает в себя бесплатные университеты, куда могут поступать с дипломом бакалавра все выпускники средней школы без дополнительных экзаменов по профилю, и высшие школы, которые, как правило, рассчитаны на элиту, такие как Эколь Политехник (Политехнический коллеж), Высшая бизнес-школа, Школа политических наук и другие. Условия поступления и обучения там совершенно иные. Стоимость обучения в таких элитных школах может варьироваться от 6 до 15 тысяч евро в год, исключение составляет Эколь Политехник, где обучение бесплатное. Нынешняя реформа высшего образования как раз и призвана сгладить существенные различия между университетами и высшей школой. Пока же уровень университетского образования по качеству значительно ниже, нежели в высших школах. У выпускников университетов никаких гарантий, что они найдут высокооплачиваемую работу по выбранному профилю. Французская специфика высшего образования привела к тому, что в мировых рейтингах, к примеру, по Шанхайской классификации, среди 100 ведущих университетов мира лучший французский занимает место в пятом десятке. А в европейской иерархии только 12 французских университетов входят в число наиболее успешных вузов ЕС.

…Французские университеты, особенно Сорбонна, всегда были оплотом свободомыслия и вольнолюбия. Не отступили от этого правила они и сегодня. Как оказалось, преподаватели Сорбонны не согласны со многими реформами, которые сейчас проводит Министерство высшего образования и научных исследований. Главная из них – перевод всех университетов Франции на автономное существование: до 2012-го они получат научно-педагогическую и финансово-хозяйственную самостоятельность с одновременным упрощением структуры административного управления и контроля, а также более широкими возможностями формирования использования бюджетных и привлеченных из других источников средств.

…Наше знакомство с образованием Франции завершилось встречей с представителями Министерства высшего образования и научных исследований. Ассистент управления министерства Эрик Пиозэн сообщил, что во Франции учатся 4263 российских студента. Они предпочли в своем большинстве гуманитарные дисциплины, и, как правило, все владеют французским языком. Вообще во Франции 260 тысяч иностранных студентов. Это 12 процентов от всех студентов, обучающихся в стране. Говоря о реформе, господин Пиозэн сослался на Закон 2007 года «О статусе французского университета», по которому в течение пяти лет к 2013 году все университеты должны стать автономными. При этом они в обязательном порядке сохранят государственный характер, а значит, будут иметь и финансовую поддержку.

Общение с представителями министерства еще раз убедило – у нас очень много общего, в первую очередь в реформировании высшего образования. А значит, неплохо было бы знать опыт соседей и учитывать их ошибки, дабы не повторять их у себя, и, разумеется, нам не обойтись без тесного сотрудничества и обмена опытом с французскими коллегами. Особенно это актуально сейчас, когда Россия, как и Франция, приняла Болонскую систему образования, понимая, что в современном мире без интеграции и мобильности невозможно достичь успеха в профессиональной карьере.

…Париж, наверное, единственный город на земле, где не скучаешь по Родине уже после первой недели, где забываешь о проблемах и просто получаешь удовольствие от того, что ходишь по улицам, бульварам, набережным и мостовым, по которым ходили Руссо и Вольтер, Людовик ХIV и Наполеон…

Светлана РУДЕНКО, Париж, Франция

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте