search
main
0

ЕГЭ поставил диагноз. Задача – найти средство оздоровления

Валентина МОРОЗОВА, заместитель начальника Юго-Восточного окружного управления образования: – «Скоро осень, за окнами август…» Эта поэтическая строка для нас, работников образования, имеет особое звучание и значение: по традиции мы ежегодно собираемся на свой августовский педсовет. Он всегда воспринимается как старт нового учебного года.

Наступил один из ответственных моментов для каждого руководителя: на основе глубокого анализа определить, что педагогическому коллективу удалось сделать в плане повышения качества образования, что не получилось и почему, наметить пути продвижения вперед.

Нельзя не согласиться с мнением руководителя Департамента образования Ольги Ларионовой, что основной параметр работы системы – степень обученности учеников и то, как независимая оценка подтверждает знания.

Несомненно, достижения в округе есть. Это 105 золотых и 215 серебряных медалистов, это 60 победителей и призеров олимпиад городского и всероссийского уровней, это более 2 тысяч проектов учащихся, представленных на окружном уровне, это победы на городском конкурсе чтецов, Всероссийском конкурсе творческих работ учащихся и многое другое, это 30 учащихся, получивших 100 баллов на ЕГЭ.

Но сегодня я хотела бы вновь вернуться к анализу итоговой аттестации и с позиций ее результатов оценить качество нашей работы. Я не случайно сказала «нашей»: так как это наша общая проблема – и образовательных учреждений, и научно-методического центра, и психологических центров, и управления образования. Ведь то, что образовательное учреждение получает на выходе, оно еще ранее заложило в свои основополагающие для функционирования и развития документы.

В любом образовательном учреждении, которое хотело бы стать конкурентоспособным, должно быть два документа: один, определяющий его функционирование, – образовательная программа, другой намечает перспективы развития – программа развития. Мы неоднократно говорили о том, что у школы две функции – обучающая и социальная. Эти две функции часто вступают в противоречие. Мы должны обучать всех детей с разными возможностями, состоянием здоровья.

Далеко не всегда все дети одинаково мотивированы к обучению. Однако подчас образовательные программы не предусматривают такого индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса. Противоречие двух функций школы обострилось в связи с полным переходом к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

ЕГЭ, как инструмент или механизм проверки знаний учащихся, безусловно, нуждается в совершенствовании. Требует доработки и нормативно-правовая база, это и технология проведения ЕГЭ, совершенствование КИМов (особенно тестовые задания по гуманитарным предметам). Но при всем при этом ЕГЭ – независимая оценка уровня обученности наших учеников, работы наших образовательных учреждений.

Контингент наших учащихся весьма неоднородный: это и пять вечерних школ, и три вечерних отделения, это школа открытого типа, и классы для детей с девиантным поведением, это отделение надомного обучения, где больные дети также изъявили желание проходить аттестацию в форме ЕГЭ. Это, наконец, экстерны, положение, когда до 30% в отдельных школах – ученики, для которых русский язык неродной. Мы также далеки от мысли сравнивать по результатам ЕГЭ школы между собой. Ведь гимназию нельзя сравнивать со школой, где в каждой параллели есть классы КРО. Или общеобразовательную массовую школу сравнивать со школой с углубленным изучением предметов. Но все же важно проанализировать результаты ЕГЭ самым тщательным образом, глубоко и детально. Важно увидеть, как учились эти ребята, которые не справились с ЕГЭ, какие отметки получали в году, что можно найти в их портфолио. Нельзя сказать, что плохо работал учитель, в каждом конкретном случае нужно видеть, какая работа с учеником проводилась, были ли положительные изменения, какие подходы, приемы, технологии в работе учителя следует менять.

Здесь огромное поле для анализа директором школы, его заместителями по учебно-воспитательной работе. Ведь при всех недостатках ЕГЭ – это внешняя приемка работы школы, где ее результаты должны стать предметом обсуждения на августовском педагогическом совете.

Сегодня и родители, и дети, и, главное, сами учителя признают, что успешность сдачи ЕГЭ зависит от профессиональных компетенций учителя. Для того чтобы хорошо подготовить детей к такой форме экзамена, педагогам необходимо самим глубоко освоить новую методику проверки знаний, полученных за весь период обучения в школе, обладать высокой степенью чувствительности к изменениям в потребностях современного общества, легко осваивать новые методы работы, активно использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и Интернет, иметь интеллектуальную мобильность.

Проводя анализ, нельзя забывать и о том, что свыше 30% наших учреждений работали в экспериментальном режиме, 37 учреждений были победителями во Всероссийском конкурсе инновационных образовательных учреждений, более чем в 60 учреждениях были созданы гимназические классы, в 24 – лицейские. Руководителю образовательного учреждения следует внимательно проанализировать, что это дает образовательному учреждению в целом, какова целесообразность и эффективность классов повышенного уровня, как участие в эксперименте повысило мастерство учителя, позволило перестроить методическое сопровождение, внутришкольный мониторинг и в конечном счете отразилось на знаниях учащихся. И здесь одной интуицией не обойдешься. Работу учителей надо знать не в общем плане, а конкретно каждого. Как правило, чем ниже уровень результатов образовательного учреждения, тем информация, которой владеет руководитель, менее достоверная. Именно поэтому мы неоднократно обращали внимание руководителей на необходимость ограничения учебной нагрузки заместителя по УВР.

Мы проанализировали нагрузку заместителей директоров. Картина тревожная: не может качественно выполнять возложенные на него обязанности руководитель, если кроме основной работы у него 13 часов в неделю уроки, 12 часов – дополнительное образование, 10 часов в ГПД или 28 часов уроки и 15 часов в ГПД. И этот список можно продолжить.

Сегодня я хочу напомнить вам, что говорят по этому поводу нормативные акты: выполнение учебной нагрузки завучем непосредственно в рабочее время возможно только с согласия работодателя (ст. 60.2 ТК РФ), если это не ухудшает качества основной работы. Важно соблюдать разумность при определении объема учебной нагрузки. Ограничение объема учебной нагрузки может служить оценкой деятельности завуча как управленца.

В отношении директора минимальная учебная нагрузка определена постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №981. Согласно п. 8 Правил исчисления периодов работы для досрочного назначения пенсии по старости указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской деятельности в том же или другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). Выполнение директором учебной нагрузки должно быть согласовано с органом управления образованием, назначившим его на эту должность.

Я позволила себе напомнить об этих документах в связи с результатами итоговой аттестации учащихся и необходимостью в полном объеме выполнять обязанности по основной должности.

ЕГЭ – это более широкий круг возможностей, чтобы определить, что происходит с точки зрения преподавания, что происходит в кадровой политике, что в целом происходит с системой образования с точки зрения решения приоритетных задач. Способна ли сегодняшняя система образования готовить учащихся для новой страны, где сегодня инновационность становится более востребованной, чем вчера.

Руководителям следует критически проанализировать уровень своей управленческой деятельности исходя из результатов ГИА и ЕГЭ, наметить совершенно конкретные шаги по исправлению ситуации, внести коррективы в образовательные программы. Большая работа предстоит и окружной методической службе, необходимо найти те формы методического сопровождения учителей не в целом, а индивидуально по каждому учителю, которые дадут положительные результаты.

В последние годы мы перестали предметно говорить об организации методической работы в школе. Да, она, конечно, должна измениться. Пусть это будут не методические объединения, а кафедры, или творческие объединения, или межшкольные клубы учителей, но их работа как раз и будет направлена на выращивание творческого потенциала каждого учителя.

Мы не можем не понимать, что для повышения качества образования нам необходимо серьезно заняться выработкой грамотного чтения, умения работать с текстом.

«Нечитающее поколение» – так называют современных подростков взрослые. К сожалению, это определение соответствует действительности. Молодежь мало читает классическую и современную литературу, предпочитая черпать любую информацию в Интернете. Как вернуть подросткам любовь к чтению? Это предмет большого разговора и большой творческой работы в каждом педагогическом коллективе.

Нам следует особенно внимательно отнестись к будущим первоклассникам, чтобы с самого начала занятий определить каждому ребенку соответствующую программу обучения. И здесь большое значение имеет, как организована работа психологической службы или психолога в каждом образовательном учреждении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте