search
main
0

ЕГЭ по литературе-2023: что изменилось в заданиях, на какие произведения обратить внимание при подготовке

Сергей Зинин – руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе, доктор педагогических наук – подробно рассказал школьникам и учителям, на что стоит обратить внимание, готовясь к ЕГЭ по литературе. Он отметил, что экзамен начинается с того момента, когда школьник выбрал предмет для него. 

Фото: pixabay.com

Рособрнадзор проводит серию эфиров для школьников, в которых рассказывает об особенностях подготовки к Единому госэкзамену по разным предметам. В рамках серии прошел эфир о том, как готовиться к ЕГЭ по литературе. Трансляцию беседы с экспертом можно увидеть на странице Рособрнадзора в социальной сети ВК.

О структуре ЕГЭ по литературе

Экзамен состоит из двух частей. В первой части предстоит детально разобраться с двумя текстами, проанализировать их и ответить на вопросы. Первый текст является фрагментом из художественного произведения, второй текст – полный вариант лирического произведения. Сами задания будут разной степени сложности. Задания базового уровня сложности требуют краткого ответа – например, ответить, как называется использованный литературный прием либо определить жанр произведения. Есть задания этого же уровня, но посложнее. Уровень остается тем же, поскольку для ответа требуется лишь знание художественного произведения. В таких заданиях могут попросить, например, установить соответствие между перечнем персонажей и цитатами, которые с ними связаны.

В заданиях повышенного уровня сложности, где потребуется анализировать текст, размышлять и рассуждать, стоит предельно внимательно читать инструкции. Такого уровня заданий в ЕГЭ по литературе два – на выбор. Школьник может выбрать тот, который ему покажется более удобным. Также будет дано задание, связанное с сопоставлением. К исходному и проанализированному тексту необходимо подобрать другое произведение любого отечественного либо зарубежного автора, в котором отражены те же проблемы, имеются схожие ситуации. Ребятам предстоит найти сходства и различия, которые есть в текстах. На этом завершится работа с первой частью.

Во второй части предстоит написать сочинение. На выбор предлагается пять заданий (12.1 – 12.5). Можно выбрать тему, период развития литературы, сам литературный материал. Так, в 4-м задании предлагается самостоятельно выбрать материал для раскрытия определенной проблемы.

Еще более «свободный полет» ожидает тех, кто выберет 5-ю тему – творческую, которая находится на стыке искусств. Здесь нужно изложить свой взгляд, дать свои рекомендации для иллюстрирования произведения, к примеру, какие эпизоды следует иллюстрировать, а какие можно оставить за кадром. Нужно, например, дать советы актеру, который будет играть того или иного персонажа, либо предложить режиссерские находки для экранизации литературного материала.

Стоит обращать внимание на то, что указано в скобках в задании – творческие инициативы должны четко опираться на текст произведения. Важно соблюсти баланс: одинаковую опору на текст и на творческие предложения по поводу декораций, актерских приемов или режиссерских находок. При оценивании эксперты обращают на это внимание.

Фото: mosreg.ru

Изменения в ЕГЭ по литературе 2023 года

Изменений в текущем году немного. В прошлом году их было больше, и экзаменующиеся тогда столкнулись с определенными проблемами. В текущем году необходимо очень внимательно читать формулировку задания. Например, в 9-м задании нужно выбрать из приведенного перечня все названия художественных средств, которые использованы в тексте стихотворения. Слово «все» в задании выделено жирным шрифтом, чтобы школьник обратил на него внимание. В этом году количество верных ответов в данном задании может варьироваться от 2 до 4, ранее требовалось выбрать лишь 3 верных ответа. Верных ответов не может быть 5, как и одного. Размышлять можно с разных сторон: идти по принципу исключения того, чего точно в стихах нет, либо искать в тексте те средства, которые в нем точно есть.

Другое изменение касается проверки работы и оценивания сочинения. Тема сочинения должна быть раскрыта глубоко и многосторонне – в этом случае будет поставлено 3 балла. Для аргументации важно привлекать текст на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, деталей. Необходимо придерживаться авторской позиции, чтобы тема была раскрыта глубоко.

Если тема раскрыта глубоко, но односторонне (рассмотрен лишь один из ее аспектов) – задание позволит набрать 2 балла. Если тема понята упрощенно и раскрыта поверхностно, ставится 1 балл. Задание не набирает баллы совсем, если тема не раскрыта. Рекомендуемый объем сочинения – 250–300 слов. Минимальный объем – 200 слов.

Кроме того, важно иметь в виду перечень основных терминов и понятий, актуальных для ЕГЭ 2023 года по литературе. Необходимо знать историко-литературный процесс, литературные направления, роды литературы (драма, лирика, лироэпос, эпос), типы героев, литературные жанры, поэтические рифмы, ритм, системы стихосложения и др.

Частые вопросы о ЕГЭ по литературе

Отвечая на вопросы о «Слове о полку Игореве» – эпос это или лироэпос – эксперт, например, отметил, что это и исторический воинский эпос, и лироэпическое произведение, по причине множества авторских отступлений. Так что в ответе надо указать эпос или лироэпос – любой вариант будет засчитан как правильный. А вот в сочинении лучше использовать род эпоса. Кроме того, в одном сочинении использование цитат из разных переводов «Слова о полку Игореве» вполне допустимы.

Слушатели также интересовались, какие именно произведения, указанные в кодификаторе, стоит перечитать в первую очередь. К таким эксперт отнес те, что выделены полужирным шрифтом – фрагменты из них точно будут представлены для анализа.

Эксперт также ответил на вопрос о литературном направлении произведения «Горе от ума». По его словам, Грибоедов соблюдает принципы классицизма, выражен и романтический элемент (одиночество Чацкого), и традиции реализма. Если вам предложат выбрать одно из этих направлений, то подобное задание просто нельзя считать легитимным. Эксперт также напомнил, что в этом произведении есть разные типы конфликтов: как конфликт «отцов и детей», так и идейный конфликт. При написании сочинения, не следует их путать: раскрывая первый, стоит делать упор на младших и старших персонажах по возрасту, а при раскрытии второго возраст не имеет значения.

Также стоит иметь в виду, что повторы в развернутых ответах могут счесть за речевую ошибку, если они не имеют ключевого значения – для усиления, например. Если автор произведения оставляет какой-то вопрос открытым, то это дает возможность поставить философскую проблему и поразмышлять над ней, дав свои варианты ответов, показав, на каком этапе размышления остановился автор.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте