Всероссийская конференция «История России в XXI веке глазами школьников» собрала в Совете Федерации представителей 64 регионов страны. Среди них школьники – победители региональных этапов Всероссийской олимпиады по истории России и их учителя-наставники.Заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова как чрезвычайно важную задачу выделила повышение уровня исторической грамотности, формирование у молодежи чувства ответственности за себя и свою Родину.
По ее мнению, сегодня, когда проделана колоссальная работа по выработке общих подходов к изучению так называемых трудных вопросов истории, можно ставить вопрос о введении в школе обязательного единого государственного экзамена по истории. В руководстве Минобрнауки России инициативу поддержали, но отметили, что вопрос требует экспертного обсуждения. Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?Александр ЧУБАРЬЯН, академик, доктор исторических наук, научный руководитель Института всеобщей истории РАН:- Я поддерживаю эту идею, но вводить обязательный экзамен нужно не сразу, а постепенно. Необходимы мероприятия, которые помогли бы к нему подготовиться: например, всеобщий исторический диктант по стране, небольшие эссе, сочинения, которые позволят школьникам поразмышлять об исторических событиях. Если мы не будем внедрять формальный подход, а содержательно проработаем задания, дадим возможность ребятам проявить себя, это повысит интерес к истории. Конечно, все зависит от Министерства образования и науки и Рособрнадзора, но я бы уже сейчас начал подготовку к введению экзамена. Главное, чтобы это было не навязано, а органично воспринято родителями и детьми. Важно не упустить тот интерес к истории, который мы сегодня наблюдаем. Нынешний год – год 100-летия революции в России. Надо использовать его не только для того, чтобы вспомнить об этом событии, провести какие-то официальные мероприятия, но и в целом для привлечения и повышения интереса к истории.Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории и обществознания:- Ответить на этот вопрос однозначно – ответить плоско. Дело, как всегда, в деталях, в которых надо разбираться. С одной стороны, я не сторонник увеличения количества обязательных экзаменов по окончании школы. Дети и без того загружены через край. Кроме того, при сложившихся сегодня условиях выпускники просто провалят ЕГЭ по истории, сделанный вдруг обязательным. В большинстве школ России историю с 5-го по 11-й класс изучают всего 2 часа в неделю (за исключением 9-го класса, где 3 часа). На обязательные для ЕГЭ предметы (русский язык и математику) выделяется значительно больше часов. Также важно учесть, что в современном варианте ЕГЭ по истории очень сложен, поскольку составляется на углубленном уровне. С другой стороны, со знанием истории своей страны, не говоря уже об истории зарубежной, у нас есть трудности, и Куликовская битва для среднестатистического россиянина периодически становится важным событием Великой Отечественной войны, а холокост оказывается «клеем для обоев». Добавит ли детям знаний введение обязательного ЕГЭ по этому предмету? Скорее да, чем нет, поскольку наше образование во многом ориентировано на сдачу экзаменов, и обязаловка вынудит зубрить историю. Но ставим ли мы задачу заставить именно зубрить историю? Может, все же интересоваться ею и понимать ее? Эту задачу обязательный ЕГЭ вряд ли выполнит. Еще более смутным выглядит тезис о том, что он будет способствовать повышению у детей любви к истории, а также росту патриотических чувств. Любовь через обязаловку, из-под палки не воспитывается. Но вот мотивации к изучению действительно добавится. Что в «сухом остатке»? При превращении ЕГЭ по истории в обязательный просто необходимо разделить экзамен на базовый и углубленный уровни, увеличивать количество часов на преподавание предмета, нагрузить курс истории в 11-м классе повторением всей истории. В общем, ситуация достаточно противоречива, и не нужно пороть горячку путем административного нажима сверху. Необходимо выслушать мнение учителей, которые учат детей и готовят их к экзаменам. Павел КОЛУПАЛИН, заместитель руководителя Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»: – Задания единого государственного экзамена по истории формируются на основе историко-культурного стандарта. Поэтому для учителей и школьников важно готовиться к экзамену по тем учебникам, которые соответствуют требованиям этого стандарта в плане единого перечня исторических имен и персоналий, единства терминологии, событий и исторических источников. Линии таких учебно-методических комплексов по истории России, вошедшие в Федеральный перечень учебников, появились в 2015 году, и переход на них в школах еще продолжается. До полного завершения этого перехода вопрос об обязательном ЕГЭ по истории поднимать преждевременно.Светлана В., учитель истории и обществознания, Нижний Новгород:- Я отношусь к идее всеобщего обязательного ЕГЭ по истории не просто плохо, а очень плохо. В современных условиях это безумие. При том количестве часов и программе, которую мы «пробегаем», подготовить к экзамену детей учитель не сможет. Выхода два: разделить экзамен на базовый и профильный либо организовать дополнительные часы на подготовку к ЕГЭ за счет школ или родителей. Не у всех родителей есть возможность оплатить репетиторов. У школ тоже нет средств для оплаты факультативов. Да и с какой стати? Понижать планку ниже допустимого уровня тоже верх глупости. Поэтому сначала надо продумать, как организовать нормальное преподавание истории, а потом уже придумывать формы контроля. Я ничего не имею против всеобщего исторического диктанта по типу итогового сочинения как допуска к ЕГЭ. Если дети будут в итоге лучше ориентироваться в исторической хронологии, мы, учителя, ничего против не будем иметь. От этого лишь выиграют все. А то сегодня, конечно, уровень знаний до того низкий, что впору просто за голову хвататься.
Комментарии