При подготовке к ЕГЭ учителю не только желательно, но и необходимо пользоваться свежими тестами, отражающими все последние изменения в КИМах. Таким пособием в 2021-2022 учебном году является работа «ЕГЭ 2022. Физика. 45 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ» Е.В.Лукашевой, Н.И.Чистяковой (М. : Издательство «Экзамен», 2022 (серия «ЕГЭ. 50 вариантов. Тесты от разработчиков»). Попробую провести анализ этой книги с точки зрения практикующего учителя.
Напомню, что 25 августа на сайте ФИПИ был опубликован демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике на 2022 год. В этот раз в демонстрационной версии ЕГЭ по физике произошли существенные изменения. Вот что об этом сказано на сайте ФИПИ:
«1. В 2022 г. изменена структура КИМов ЕГЭ, общее количество заданий уменьшилось и стало равным 30. Максимальный балл увеличился до 54».
В пособии строго выдержаны структурные и количественные составляющие во всех 45 вариантах тестов.
«2. В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трех разделов курса физики».
С одной стороны, эти задания позволяют оценить действительный уровень понимания учебного материала учащимися. Но с другой – это новый вид тестового задания. Для подготовки к экзамену необходима практика именно такого типа заданий. В пособии линии 1 и 2 включают материалы из разных областей физики. В каждом варианте авторы используют элементы содержания пяти разделов курса физики. Так, в первом варианте задание 1 включает такие темы, как динамика, молекулярно-кинетическая теория, постоянный электрический ток, электромагнитные колебания, ядерная физика.
Важно, что, находясь внутри одного раздела, авторы моделируют качественно разные ситуации, а не механически переставляют номера правильных ответов. Варианты тестового задания учат детей не искать в памяти готовое решение, а достаточно глубоко вспоминать и анализировать учебный материал по данному разделу. Например, второй элемент – «Хаотичное тепловое движение частиц в твердых телах невозможно» – предполагает актуализацию свойств твердого тела, особенностей его внутреннего строения, определение теплового движения.
«3. Изменена форма заданий на множественный выбор (линии 6, 12 и 17). Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в 2022 г. в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений».
Выбор всех верных из пяти предложенных утверждений означает совершенно другой уровень анализа и понимания учебного материала. Вот пример таких заданий (вариант 9).
«4. В части 2 увеличено количество заданий с развернутым ответом и исключены расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Добавлена одна расчетная задача повышенного уровня сложности с развернутым ответом и изменены требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического решения задачи».
Важно отметить, что в данном пособии идентичны, как правило, тестовые задания только двух вариантов. Это позволяет учителю объяснить задание на одном варианте, а затем проверить понимание учащимся на другом.
Сергей ЮДАКОВ, преподаватель физики лицея №14 имени заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина, Тамбов
Комментарии