В последние годы стало заметно, что ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь. Утихают споры и баталии, единый госэкзамен спокойно воспринимают ученики и родители, к нему привыкли учителя. Думается, в значительной степени это вызвано тем, что, во-первых, ведется постоянная работа по разработке и апробации всех материалов, во-вторых, вузы стали реально принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ.
Общество восприняло саму концепцию ЕГЭ как единую итоговую аттестацию школьников и как вступительный экзамен в вуз. В этом году наконец-то появилось ощущение, что все службы работают слаженно, в одном направлении. Учебные заведения готовят учеников, весной тренируют их по пробным вариантам экзаменационных заданий по всем предметам. Методисты имеют возможность анализировать результаты и оказывать помощь непосредственно школам и педагогам. Приведу пример. После того, как сданы все экзамены и известны все результаты, городской центр мониторинга передает нам данные по районам. Мы сразу видим, где есть пробелы, упущения, а где все прошло хорошо. Советский район, Академгородок, традиционно показывает высокий уровень знаний. Но в разных школах дела обстоят по-разному, да и анализ сдачи ЕГЭ – не совсем то же самое, что, например, рейтинг школы. У нас в районе хорошо известна гимназия № 6 «Горностай». В течение учебного года мы видим, как ее ученики занимают призовые места на олимпиадах и конференциях различного уровня, но это – отдельные ребята. Работающие там учителя участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, опять-таки, это могут быть несколько педагогов. Директор гимназии Ирина Германовна Путинцева – известный в районе и городе человек. По завершении ЕГЭ, видя, что гимназия № 6 занимает первое место в районе и здесь, мы понимаем, что весь коллектив отлично работает, все ученики достигают нужного уровня знаний. Такой опыт нужно распространять. Берем другую школу, проверяем результаты. Бывает, что по ведущим предметам оценки понизились, экзамены по выбору тоже сданы не слишком хорошо, есть пересдачи и неудачи. Сразу видно, в какой школе что «провисает», у какого учителя сложности. Смотрим по конкретным предметам, по учителям, анализируем, стараемся определить, почему так получилось. А далее намечаем круг мер на следующий учебный год, решаем, с кем нужно работать, кто нуждается в методической помощи. Возможно, один учитель не сумел справиться с современными требованиями, недостаточно подготовил выпускников к сдаче экзамена. Может быть, чего-то не хватает самому учебному заведению. А бывает и так, что в классе оказались дети, отстающие в своем развитии, имеющие психические отклонения. Мы стараемся помочь в каждой ситуации. Конечно, есть и такие случаи, где педагогический коллектив в целом неуклонно стареет, а молодежь в школу не приходит, и в конце концов оказывается, что учить детей согласно современным требованиям просто некому. Бывает, что пришел новый директор – и не сразу сумел сработаться с коллективом, а от этого страдает весь учебный процесс. Говорят: сколько людей, столько мнений. Мы, методисты, знаем: сколько школ, столько проблем. К каждой школе, к каждому педагогу нужен свой подход. Главное – определена основная задача. ЕГЭ – наша реальность, ближайшее будущее. Значит, надо трудиться над всем комплексом проблем, выполнять все поставленные задачи.
Светлана МАКАРОВА, заведующая Советским филиалом ГЦРО (Городского центра развития образования) города Новосибирска
«Взгляд» записала Нина Коптюг
Фото Нины Коптюг
Комментарии