На площадке «Известия Hall» стартовала первая из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. Такие лекции впервые организовали в Москве, чтобы поддержать выпускников перед экзаменами, помочь им настроиться на успех и справиться со стрессом.
Первую лекцию провел Михаил Лабковский, психолог с 40‑летним стажем, ведущим на этом разговоре стал популярный блогер Артем Пименов. Говорили о том, как быть счастливым, получать удовольствие от жизни и находить душевное равновесие в любых ситуациях.
О старте мероприятий объявила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова:
– Уже через несколько дней 68 тысяч столичных одиннадцатиклассников будут сдавать ЕГЭ. В этом году мы дали детям много новых возможностей для подготовки, однако знания на экзамене не единственный фактор успеха. Поэтому мы запустили уникальную программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ. Она направлена на то, чтобы помочь им правильно настроиться на сложный жизненный период, снять тревоги, стресс и постараться сдать экзамены без лишних волнений. Об организации такой поддержки нас просили сами ребята. Ранее в этом году мы уже создали специальный контент от психологов для Московской электронной школы. А сегодня совместно с Московским отделением Всероссийского общества «Знание» мы запускаем ключевой элемент этой программы – цикл лекций известных психологов. Это первый в своем роде формат. Чтобы ребята могли не просто слушать выступления, но и получать больше удовольствия и эмоций, мы пригласили на лекции популярных у подростков блогеров, артистов и шоуменов. Мы надеемся, что лекции дадут ребятам не только правильный настрой перед экзаменами, но и знания, которые они смогут применять в своей дальнейшей жизни, уже не связанной с экзаменами.
О работе над проектом и его важности для выпускников рассказал ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов:
– Мы сразу увидели полезность и своевременность московской инициативы по организации лектория для психологической поддержки школьников перед сдачей ими ЕГЭ и с удовольствием приняли в нем участие. На мой взгляд, этот опыт должен быть масштабирован и на другие регионы, чтобы российские учащиеся могли пережить этот непростой период без ущерба для своего ментального здоровья. Российское общество «Знание», со своей стороны, готово продолжать оказывать проекту любое содействие везде, где мы представлены.
Программу психологической подготовки одиннадцатиклассников перед сдачей ЕГЭ и лекции психологов организовали в этом году в рамках пилотного формата обучения в московских школах с акцентом на подготовку к ЕГЭ.
– В этом учебном году мы помогли московским одиннадцатиклассникам сделать упор на подготовку к ЕГЭ и целиком перестроили обучение в подавляющем большинстве школ. До февраля дети закончили изучение основных предметов и начали посещать специальные практикумы только по тем предметам, которые нужны им для сдачи ЕГЭ. Так получилось снизить учебную нагрузку, ребята смогли уделить больше времени важным для них предметам. Впервые у детей появилась уникальная возможность написать пробные экзамены по всем предметам, которые не повлияли на оценки. Они прошли даже дважды, чтобы ребята могли понять свою подготовку в динамике. Лекции психологов завершают наш пилотный формат обучения в этом учебном году. Начать такие изменения мы смогли только благодаря большому труду и колоссальной поддержке директоров, учителей и родителей. И я благодарна за вклад каждого педагога, директора школы, за то, что этот проект стал возможен, родителям за ежедневную поддержку выпускников. Эффективность и перспективы такого подхода мы сможем проанализировать вместе уже по результатам экзаменов, – добавила Анастасия Ракова.
На своей лекции Михаил Лабковский рассказывал о том, что такое счастье, отчего оно зависит, как получать удовольствие от жизни и находить душевное равновесие в разных ситуациях, можно ли быть счастливым только с высоким баллом за экзамен.
Персональное приглашение на лекции было отправлено каждому московскому одиннадцатикласснику. Участие для детей бесплатное, однако при желании можно было посмотреть онлайн-трансляцию на портале «Школа. Москва», в группе Департамента образования и науки Москвы ВКонтакте, в группах ВКонтакте и «Одноклассники» телеканала «Москва 24», а также на канале просветительского проекта «Мослекторий».
На встрече же в амфитеатре парка «Зарядье» нейробиолог, профессор биофака МГУ имени М.В.Ломоносова Вячеслав Дубынин рассказывал выпускникам об особенностях работы мозга в стрессовых ситуациях и дал ребятам ценные рекомендации, как справиться с этим состоянием.
Третья лекция пройдет 28 мая в 14.00 на площадке центра современного искусства «Винзавод», где семейный психолог, телеведущая и автор книг Виктория Дмитриева расскажет, как детям и родителям наладить общение и как сохранить психологическое равновесие в семье во время подготовки к экзаменам и в другие сложные периоды.
Завершится цикл 4 июня в 14.00 в амфитеатре парка «Зарядье» лекцией Ларисы Сурковой, практикующего психолога, кандидата психологических наук, автора книг, многодетной мамы и блогера. Она расскажет о том, почему важно не оставаться в одиночестве в сложный период и к кому обратиться за поддержкой.
Алиса АНДРЕЕВА
Комментарий
Елена СВИСТОВА, ученица 10‑го класса школы №1358, автор фотографий к статье:
– Тревога съедает все важные мысли, сосредоточиться не получается, а с языка вместо осмысленных предложений слетают обдерганные слова. Паника до, во время и после экзамена, а дальше результаты, не оправдавшие ожиданий. Все это предваряла еще нервная подготовка, пять часов сна в сутки и далеко не придающие сил надежды окружающих на тебя. Правда ведь что-то знакомое?
О том, как правильно воспринимать предстоящий экзамен, не переживать о результатах и успокоить себя в моменте, если накрыла сильная тревога, рассказал психолог Михаил Лабковский. «Вы знаете, что людей бесит, нервирует и раздражает больше всего? Неопределенность», – говорит психолог и советует: – Готовьтесь к самому неудачному сценарию. Прямо сейчас вы можете спросить себя, что вы будете делать, что вы будете думать, если не получите желаемое количество баллов». Таким способом вы не формируете ожиданий на высокий результат, нет ожиданий – нет разочарований. Говорить окружающим, что вы думаете, совсем не обязательно, но про себя вы должны знать, что будете делать в нежелательной ситуации.
Или, допустим, вы рассчитываете получить 60 баллов, что ниже ваших обычных показателей, вдруг у вас выходит 70, и это уже кажется подарком и гораздо более приятным, чем получить тот же результат, заранее надеясь на него. Совсем от ожиданий избавиться сразу будет трудно, но эта хитрость с занижением ожиданий работает на ура.
Многие стараются избегать этой мысли, но излишняя требовательность к себе и перфекционизм далеко не лучшие друзья в подготовке к экзаменам. Это мешает начинать новое и завершать начатое, пока дело не будет доведено до выставленного идеала, которого достичь придирчивому к себе человеку почти невозможно, ведь идеал непостижимо высок. Постоянное стремление сделать лучше выматывает, как и недостигнутые цели в работе, вы начинаете винить себя и разочаровываться в деле, а потом начинаете стараться сильнее, и этот замкнутый круг лишь разжигает тревогу: крутите педали – колеса разгоняются. Михаил Лабковский повторяет: «Вы должны себя беречь, не накручивайтесь, будьте по отношению к себе человеком: что-то недоделайте, ложитесь спать, когда этого требует организм, уходите от тревожности, не развивайте ее попытками понять причину, примите и идите дальше. Нервничая, вы подавляете возможность думать, отстаньте от себя».
А для моментов, когда тревога уже настигла и буквально бьет в грудь зачастившими ударами сердца, Михаил Александрович озвучивает несколько способов успокоиться. Первый из них включает разговор с собой. Так называемая техника заземления. Нужно обозначить пространство возле себя: где вы, что вокруг вас, какие предметы, что вы ощущаете физически. Но ни в коем случае нельзя погрязнуть в самокопании, тревогу достаточно лишь выявить и признать. Второй способ – дыхательные упражнения. Глубокие вдохи и длинные выдохи. Дышать нужно спокойно, чтобы сердцебиение вернулось в свой размеренный ритм.
Техники успокоения и работа над своим отношением к задачам пригодятся не только в подготовке к экзаменам. Стресс и тревога неизбежно настигают по жизни каждого, поэтому знать, как вести себя с этим оглушающим чувством, – навык, полезный для здоровья психического и даже физического.
Комментарии