search
main
0

ЕГЭ – это математическая теорема. Виктор САДОВНИЧИЙ, академик, президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова:

– В 1992 году все те, кто работал на ниве образования и науки, оказались, по сути дела, в окопах. Тогда государство отвернулось от системы образования, науки, и мы вынуждены были сами обороняться и выживать. Казалось, пройдет два-три года, и общество поймет, что образование – это приоритет, что наука – это самое главное, что мы вылезем из окопов и будем победно шествовать, признанные всеми как просветители, люди, несущие добро. К сожалению, прошло пятнадцать лет, но ничего не изменилось. И, похоже, нас ожидает столь же безрадостное будущее.

Почему это так? Что делать, чтобы улучшить ситуацию? Думаю, выход один: всему обществу и власти реально, а не на словах сделать вопросы образования и воспитания приоритетными.

Я думаю, нам не стоит нанимать зарубежных исследователей, которые оценивают нашу систему образования, хотя иногда и это полезно. Давайте проводить собственные исследования и выбирать пути, которые подсказывают наши эксперты. Почему-то Буш создал Национальный комитет, когда взялся за американскую систему образования, придя на первый срок президентства. Он же не нанял нас в эксперты для оценки системы образования США. Не надо нам себя унижать. Мы великие, потому что мы граждане страны с огромной культурой, огромными традициями в образовании.

Я не считаю, что у нас слабые учителя, слабая система образования, что мы безнадежно отстали. Мне выпала честь несколько лет возглавлять жюри конкурса «Учитель года России», я видел сотни и тысячи учителей, которыми страна может гордиться. И система высшего образования у нас, на мой взгляд, тоже далеко не последняя в мире. Другое дело, что общественный статус нашего учителя, преподавателя низок.

Мне кажется, нам надо «тянуть» за три рычага: доступность, качество и бесплатность образования. Сейчас острой стала дискуссия о реформах образования. Нам надо успокоить семьи, которые уверены, что наше образование в ближайшее время может стать полностью платным. Надо четко сказать, что мы выдержим количество бесплатно обучаемых за счет бюджета студентов, гарантированное Конституцией РФ, что оно будет таким же, каким было в предыдущие годы, а также предположить, каким может быть рост этого числа.

Очень важный вопрос – доступность образования. Мне кажется, для того, чтобы образование было доступным для талантливых молодых людей, нужно хорошо продумать систему поиска таких ребят и предоставить им возможность поступить в любой университет, независимо от того, где они живут, каков доход их семей. Для этого есть олимпиады, конкурсы… Надо активнее пользоваться этими формами, а не бороться против них.

Многим известно мое отношение к Единому госэкзамену. Если мы введем этот экзамен, то нанесем образованию вред. Я в этом убежден, и буду отстаивать свою позицию до конца. Думаю, сейчас уже многие понимают, что ЕГЭ не может быть безальтернативным способом приема в высшие учебные заведения.

Наконец, новая структура получения высшего образования. Казалось бы, что такого – пусть у нас будет и трех-, и четырех-, и пятилетнее образование. Но ведь это закон: подготовить хорошего специалиста за три – четыре года нельзя. Поэтому наши усилия направлены на то, чтобы сохранить пятилетнюю траекторию высшего образования. Только так мы сохраним гарантированное качество обучения в нашей стране.

Нынешний министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко – девятый глава этого ведомства, с которым мне выпала честь работать. Быть министром – это тяжелая работа, это политика. У меня просьба к Андрею Александровичу – сохранять спокойствие. Лучше взять вопрос и отнестись к его решению как к доказательству теоремы. Такой «математический» подход даст нам уверенность, что министерство все хорошо продумало.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте