22 декабря глава Рособрнадзора Анзор Музаев провел традиционную встречу в неформальной обстановке с представителями ведущих СМИ. Разговор шел об итогах года в образовании.
По словам Анзора Ахмедовича, коронавирусу и на этот раз не удалось испортить общую картину наших достижений. Учителя, уже обстрелянные и бывалые, сумели продемонстрировать вполне приличное качество преподавания, а ученики – обучения, причем и в очном, и в дистанционном форматах. Показателем этого служат успехи на ЕГЭ, где впервые за весь предыдущий период наблюдается снижение роста апелляций и жалоб на несправедливое оценивание.
Глава Рособрнадзора заметил также, что меньше всего претензий к качеству КИМов поступает от тех, кто сдает экзамен по точным наукам. А больше всего (но все равно меньше, чем раньше), наоборот, от «гуманитариев», поскольку там возможны вольные трактовки.
На встрече много говорили о перспективах использования искусственного интеллекта в нашей жизни. Правда, до того, чтобы он смог оценивать не только конечный результат (правильный ответ), но и ход решения задания ЕГЭ и ОГЭ, еще далеко, однако – кто знает, вполне возможно, что мы придем и к этому. Тогда к ученикам, даже ответившим неверно, искусственный разум, возможно, будет относиться более снисходительно. Хотя это, повторяю, пока из области фантазий.
А вот что совершенно точно, так это то, что в 2022 году для участия в Госэкзамене не потребуется QR-код, как этого опасались многие. Анзор Музаев по этому поводу сказал, что сейчас и так уже почти все привиты, поэтому дополнительной проверки не потребуется.
Точно так же уверенно он отверг мысль о возможной отмене ЕГЭ для тех, кто не собирается поступать в вузы. По словам Музаева, смысла в этом нет, ведь даже если ученик сегодня не собирается идти в университет, эта мысль может прийти к нему завтра, и тогда результаты Госэкзамена очень даже пригодятся.
Пользуясь случаем, журналисты задали вопрос о возможных перспективах трансформации ЕГЭ по сценарию, описанному еще Сергеем Кравцовым, который возглавлял Рособрнадзор ранее. Напомню, что тогда было сказано об исследованиях в направлении создания межпредметного ЕГЭ, на котором бы проверяли знание сразу по нескольким дисциплинам.
Анзор Ахмедович сообщил, что этот путь признан тупиковым. После детального изучения опыта тех стран, которые решили сделать упор именно на межпредметных курсах и, соответственно, ориентированных под них экзаменах, стало ясно: через несколько лет после такого нововведения наблюдается заметное падение качества образования по каждой отдельно взятой дисциплине. А это в корне противоречит нашим установкам на то, что полноценное фундаментальное образование возможно лишь при условии качественной подготовки конкретно по физике, математике, русскому языку, химии, биологии и другим предметам.
Тем не менее, это ни в коей мере не противоречит самой идее меж- и метапредметности. Более того, каждый опытный учитель и сам понимает, что на уроках обязательно нужно рассказывать, как та или иная тема рассматривается в других предметах. Но все-таки ЕГЭ и ОГЭ должны, как и раньше, проверять знания по чему-то одному, а не сразу по нескольким предметам.
Однако и это не идет вразрез с тем, что на всех уроках дети должны получать знания, которые им пригодятся в жизни, и нужно делать так, чтобы дети всегда могли теоретические знания применить на практике.
На этом этапе мероприятия пришли, как говорится, к консенсусу – присутствующие полностью разделили точку зрения руководителя Рособрнадзора.
А дальше журналистам представили информацию о результатах Итогового сочинения, которое российские школьники писали 1 декабря 2021 года.
Оказалось, что это испытание успешно прошли и получили «зачет» 97,2% участников (примерно такой же результат был и в прошлые годы). Сочинение единовременно писали почти 622 тысячи человек из всех регионов России, за исключением Республики Калмыкия, где его перенесли из-за ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой в регионе.
Самое популярное направление тем итогового сочинения у одиннадцатиклассников в этом году – «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня», его выбрали 31,2% будущих выпускников. Почти столь же популярным оказалось направление «Преступление и наказание – вечная тема», оно понравилось 29,1% участников. 15,4% писавших сочинение выбрали темы направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», 13,2% – «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», 11,1% – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека».
Напомним, что те 2,8% выпускников, которые получили неудовлетворительный результат «незачет», не явились на итоговое сочинение (изложение) или не завершили его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Словом, встреча Рособрнадзора и СМИ, как всегда, прошла в теплой и дружественной атмосфере, несмотря на дикий, по московским меркам, мороз в 18 градусов (как нам показалось – по Кельвину).
Комментарии