Министр просвещения Сергей Кравцов на брифинге в Правительстве РФ рассказал об итогах основного периода ЕГЭ. По его словам, ограничения из-за пандемии не привели к ухудшению результатов экзамена, а средние баллы по ряду предметов оказались выше, чем за 2016‑2019 годы. Так, по русскому языку в этом году средний балл составил 71,6, по итогам четырех лет – 69,3. По профильной математике средний балл этого года – 53,9, по итогам четырех лет – 49,6. Также повысился средний балл по физике, информатике, истории, географии, обществознанию, литературе. По биологии он остался на прежнем уровне. Особое волнение в этом году вызвал экзамен по химии. Еще до объявления итогов экзамена в Сети появились петиции с требованием снизить минимальный порог по этому предмету из-за высокой сложности заданий. Но и здесь, по словам Сергея Кравцова, наблюдается стабильный результат. Средний балл по химии по итогам четырех лет составил 54,3, а в этом году, по предварительным данным, – 54,4. «Мы видим, что серьезных провалов в знаниях школьников нет. Все опасения по поводу срыва ЕГЭ не оправдались», – заявил министр. О том, с чем связан рост результатов по некоторым предметам и повлияло ли дистанционное обучение на качество образования и подготовки выпускников, размышляют наши эксперты.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Следует учесть, что из-за эпидемии экзамены сдавали только те ребята, кому ЕГЭ был необходим для поступления в вуз. Как отметили в Рособрнадзоре, общее число участников единого экзамена по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 10%. Количество сдающих ЕГЭ уменьшилось по всем предметам, кроме информатики. Например, результаты по русскому языку улучшились, при этом его сдавали на 62,5 тыс. выпускников меньше, чем в прошлом году. Количество сдававших историю снизилось на 4518 человек, литературу – на 4377, географию – на 5953 человека.
Также в связи с переносом сроков аттестации у выпускников было чуть больше времени на подготовку, чем обычно. Но готовились ребята либо самостоятельно, либо с использованием дистанционных ресурсов и технологий. А последствия перехода на «удаленку» до сих пор вызывают опасения родителей, педагогов и экспертов. Как показал опрос более 2400 родителей учащихся 1‑11‑х классов, проведенный ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования», четверо из десяти родителей убеждены, что дистанционное обучение ведет к снижению уровня знаний, дети программу не осваивают, поэтому с ними нужно заниматься дополнительно. Некоторые семьи увидели выход в занятиях с онлайн-репетиторами. Весной 8% родителей отметили, что начали интересоваться этими услугами из-за перехода на дистант, 3% стали обращаться к репетиторам чаще, а еще 2% воспользовались их услугами впервые.
Как показал опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» среди учеников 13‑18 лет, взаимодействия с педагогами не хватало 45% школьников. При этом одиннадцатиклассники по сравнению с младшими учениками чувствовали себя в условиях дистанционного обучения более уверенно. Среди выпускников меньше доля тех, кому легче понимать и запоминать новый материал именно в ходе очных занятий: 58% против 65% среди всех учащихся. Также ребята из выпускных классов чувствовали себя психологически более комфортно в условиях дистанта, чем остальные: 48% против 40% среди всех принявших участие в опросе школьников. Это говорит о том, что выпускники все-таки смогли с помощью педагогов и родителей организовать процесс подготовки с минимумом потерь.
Алихан ДИНАЕВ, победитель конкурса «Учитель года России»-2018, учитель обществознания математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова, Грозный, Чеченская Республика:
– В университете у нас был такой замечательный предмет, как логика. Я до сих пор вспоминаю, как мой преподаватель логики Анатолий Григорьевич Егоров любил повторять: «После этого не значит вследствие этого». Если результаты ЕГЭ выросли после трех месяцев дистанта, это еще не значит, что это произошло благодаря дистанту. Возможно, есть другие причины. Во-первых, у выпускников было дополнительно полтора месяца на целенаправленную подготовку к ЕГЭ. В конце мая и в июне уже не было школьных занятий, сходить в кино или на футбол было по-прежнему невозможно, так что выпускников мало что отвлекало от экзаменов.
Во-вторых, нельзя забывать, что ученики, которые не собирались поступать в вузы, были освобождены от ЕГЭ.
Очевидно, что они потянули бы статистику вниз. В-третьих, отсутствие нормальных занятий в школе заставило еще больше выпускников обратиться за помощью репетиторов – нашей тайной и параллельной системы образования.
А вообще мне не нравится, когда мы делаем слишком большой акцент на цифрах и результатах ЕГЭ. С одной стороны, содержание и форма ГИА ежегодно меняются, как и система шкалирования и число выпускников, сдающих тот или иной предмет. Меня всегда беспокоил вопрос, насколько корректными являются сравнения результатов разных лет.
С другой стороны, это не социалистическое соревнование, не показатели эффективности системы. По крайней мере, не главные показатели. Чем активнее мы обсуждаем все эти баллы, тем больше усугубляем наши проблемы – натаскивание на ЕГЭ и фактическое оценивание учителей, школ, регионов по динамике результатов. И чем больше мы говорим об этом, тем сильнее утверждаем наших детей в мысли, что ЕГЭ – это альфа и омега нашего образования, его Эльбрус или даже Эверест, его смысл и суть. Что в свою очередь усиливает стресс и провоцирует психологические проблемы. Может, не надо?
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, член-корреспондент Российской академии образования:
– Что касается результатов ЕГЭ и повышения среднего балла по некоторым предметам, многие специалисты говорят, что это лукавые цифры. Потому что методика расчета в прошлом году была иная, чем сейчас. Нельзя сравнивать эти результаты. Причем в любом случае разница в средних баллах минимальная.
Кроме того, не будем забывать, что все высокие результаты на ЕГЭ – это репетиторство. До 70 баллов – это работа школьных учителей. А более 70 баллов – это «спорт высших достижений», репетиторы или курсы подготовки к ЕГЭ. Все, что происходит в массовом школьном образовании, не имеет к этому отношения.
Всегда были ученики, которые занимались с репетиторами, и переход на дистанционное обучение на это не повлиял. Всегда были выпускники, которые набирали 300, 400 баллов на ЕГЭ. Есть такие случаи и сейчас.
Отмечу, что в плане безопасности детей и педагогов экзаменационная кампания была организована достойно. И то, что никто не заболел, – это, пожалуй, главный критерий. Возник ряд проблем, связанных с тем, что людям иногда приходилось четыре часа добираться до пункта проведения ЕГЭ, долго стоять в очередях, чтобы попасть в здание, так как на входе проводилась термометрия. Мы знаем, что были обмороки и тепловые удары. Процедура, которая обычно занимает 2 часа, порой растягивалась на целый день. Но в целом, учитывая сложные условия этого года, все могло быть намного хуже.
Артур ПАРФЕНЧИКОВ, глава Республики Карелия:
– Молодцы наши выпускники! В этом году в Карелии 25 человек сдали ЕГЭ на 100 баллов! И это несмотря на все сложности, связанные с пандемией коронавируса: месяцы дистанционного обучения, перенос экзаменов, возросшая психологическая нагрузка. Со всеми испытаниями ребята справились, и результаты Карелия показала хорошие. У нас не только на три стобалльника больше, чем в прошлом году, но, по предварительным оценкам, по большинству предметов результаты практически остались на уровне прошлого года, а по некоторым предметам несколько улучшились. Всего ЕГЭ сдавали чуть более 3 тысяч человек. Это практически на четверть меньше, чем в 2019‑м, поскольку из-за коронавируса было принято решение выдать аттестаты всем выпускникам без экзаменов. Больше всего стобалльных работ было по русскому языку – 9. Литературу на максимальное количество баллов сдали 7 человек, информатику – 6, физику – 2, обществознание – 1. Среди тех, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, не только петрозаводчане, но и выпускники Сортавалы, Сегежи, Суоярви, Калевалы.
Никита КОРОЛЕВ, председатель Молодежного совета при Архангельской межрегиональной организации Общероссийского профсоюза образования:
– Сложно дать оценку по итогам летней экзаменационной кампании с точки зрения успеваемости детей в условиях введения в апреле 2020 года дистанционного обучения… Во-первых, стоит отметить, что огромное количество педагогов «нелегально», «по-партизански» продолжали очные встречи по подготовке к ГИА со своими выпускниками. Во-вторых, значительная часть детей воспользовались бесплатной возможностью получить дополнительные часы в заочной форме как индивидуально, так и в составе учебной группы (класса).
В-третьих, не следует забывать про репетиторов, которые в условиях COVID-19 никуда не исчезли. В-четвертых, до апреля дети находились в школе, получали знания в штатном режиме. Таким образом, давать оценку влияния дистанционного обучения на результат экзаменов нужно аккуратно. Что действительно стало своеобразным итогом предэкзаменационного периода, так это понимание колоссальной психологической нагрузки на школьников ввиду новых условий обучения, в которых дети зачастую теряются, испытывают дефицит живого общения, сомневаются в собственных силах и способностях.
Валентина КОТОВА (фамилия изменена), учитель русского языка, Нижний Новгород:
– В определенном смысле дистанционное обучение повлияло на результаты ЕГЭ. Дети смогли сосредоточиться на подготовке к экзаменам, поскольку им не нужно было тратить силы на лишние мероприятия, на общение, поездки в транспорте. Все это отнимает время. Поскольку социальные контакты были минимизированы и развлечения невозможны, детям оставалось лишь готовиться. Но я никому из выпускников не пожелаю такого впредь.
Комментарии