search
main
0

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548: Директор должен быть менеджером

​Никто не отменял статью Конституции РФ, закрепляющую право на бесплатное среднее образование. В Законе «Об образовании» записано: каждая школа обязана предоставить гражданину возможность получить бесплатное среднее образование в пределах стандарта. Платит за это городской бюджет, но если семья захотела для своего ребенка, к примеру, не 4 часа английского языка, а 8 часов, да еще два часа испанского языка (стандарт этого не предполагает), то выходом из сложившейся ситуации могут стать платные образовательные услуги.

Родитель осознает себя налогоплательщиком, понимает, что от школы он получает услуги, за которые заплатил своим трудом, но родители, благожелательно относящиеся к школе, вступают с ней в партнерские отношения и предпочитают закрепить их на бумаге. Они ведут диалог со школой, готовы участвовать в изменениях, которые происходят там. Это чрезвычайно важно.Мы занимаемся оказанием платных образовательных услуг с 1993 года. Объем ресурсов от платных услуг составляет примерно 45% от всего нашего бюджета. Мы продаем платные образовательные услуги, продаем их очень много, причем они абсолютно разные: и третий иностранный язык, и различные спецкурсы по выбору, и тренинги, и консультативные услуги. Потребителю (семье) ежегодно мы предлагаем достаточно большой выбор, затем заключаем с ним договор на оказание тех или иных услуг, которому предшествуют работы по составлению сметы и калькуляции. Мы делаем внебюджетную тарификацию, с каждым педагогом, работающим в сфере ПУ, заключаем дополнительное трудовое соглашение, ежегодно обновляем приказ об оказании платных услуг, у нас есть такие опорные локальные акты, как устав, положение о платных услугах, положение о формировании фонда оплаты труда. Деньги поступают на лицевой счет в казначействе и расходуются в соответствии с утвержденной сметой. Мы используем эти деньги для значительных доплат педагогам, в том числе и классным руководителям. Когда нам нужны какие-то специфические спецкурсы (например, нужно пригласить хороших математиков из МИФИ), мы заключаем с приглашенными преподавателями договор на оплату их труда из внебюджетных средств. В последние годы мы стали предоставлять услуги спортивных секций для взрослых, хотя для нас это невыгодно, так как налоговые органы сразу берут НДС. Но у нас все же есть художественная школа дизайна и для взрослых, и для детей.Дополнительные средства нам дают победы в различных конкурсах: несколько лет назад мы получили 10 млн рублей за победу в конкурсе «Строим Школу будущего», на них мы создали информационную систему в школах. Миллион, полученный за победу в ПНПО, был потрачен на значительное расширение школьной библиотеки. Родители и выпускники помогают школе, у нас есть попечительский совет, благотворительные пожертвования дают 3-4 млн рублей в год. Кстати, многим школам оказывается проще рассчитывать на благотворительность – при этом не надо регистрироваться в налоговых органах, заводить свою бухгалтерию, открывать счет в банке, заниматься ценообразованием, содержать экономиста, да и отчитываться о деньгах при этом проще. Но тут есть некоторые ограничения в распоряжении средствами – нельзя на спонсорские деньги платить зарплату учителям, нельзя свободно тратить деньги на то, что необходимо. Благодаря внебюджетным средствам мы получили 11 интерактивных досок, 260 компьютеров, электронные микроскопы, свою медиатеку (дети занимаются лего-творчеством: собирают модели, которые программируются компьютером), цифровую лабораторию «Архимед» – комплекты мини-компьютеров и измерительных датчиков, позволяющих проводить лабораторные исследования на уроках физики. Другое дело – оказание платных услуг, которые выгодны и нам, и семьям наших учеников, ведь родители, воспользовавшиеся этой возможностью, имеют право на налоговые вычеты, им государство гарантирует возвращение подоходного налога с уплаченной суммы.  Для нас же платные дополнительные услуги – часть бизнес-схемы Центра образования и условие качества общего школьного сервиса. Чтобы ринуться в систему оказания платных услуг, школа должна владеть азами рыночной экономики, гибко и оперативно реагировать на запросы социума. Если хочешь на рынке что-то продать, нужно стать промоутером этого товара, провести исследование, понять потребительский спрос. Например, весной и летом востребованы услуги репетиторов, школа может оказывать качественные репетиторские услуги, причем дешевле, чем вузовские преподаватели. У них час стоит 70-100 долларов, у нас это стоимость занятий за месяц, так как занятия проходят в группах. Если семья знает, что школа дает качественные знания, она воспользуется этими услугами, тем более что, например, у нас есть договоры с вузами о привлечении к работе профессуры. Наш Центр образования в отличие от многих с энтузиазмом воспринял принятие закона №83, который даст нам больше возможностей для маневра. Скажем, у нашего учреждения за счет регрессной шкалы подоходного налога образовались 2 млн рублей, нам остро необходимо провести ремонт кровли в двух зданиях, купить электронные школьные доски для начальной школы, однако эти деньги я смогу потратить только на заработную плату. Для приобретения досок потребуется разрешение главного распорядителя кредитов, на что уйдет как минимум четыре-пять недель. Теперь по новому закону школы будут получать финансирование не по смете (столько-то на мел, столько-то на мебель и столько-то на зарплату), а общей суммой на все сразу, после чего администрация вместе с управляющим советом будут распределять деньги в зависимости от конкретных нужд и потребностей. Наш Центр образования намерен стать автономным учреждением. Я очень хочу уйти не только от действия закона №94, но и расстаться с казначейством – когда был принят 122-й Федеральный закон, известный как закон о монетизации льгот, школы потеряли право открывать счета в банках – только в казначействе, да еще со сметным финансированием, когда нельзя перебросить деньги с одной статьи на другую без разрешения главного распорядителя кредитов. Теперь автономная школа имеет право владеть имуществом (кроме здания): если раньше любое поставленное на баланс оборудование догнивало до списания, то теперь его можно продать.  Думаю, нужно поставить образовательные учреждения в такие условия, которые заставят их работать эффективно. Это вовсе не означает, что они должны брать с родителей обучающихся деньги. Каждое учреждение будет получать задание от учредителя, государства. Справляется коллектив с заданием – учреждение живет, а не справляется – возникает вопрос: по какой причине? Может быть, там директора надо поменять?В Москве сегодня есть десятки школ, которые не могут набрать детей в первый класс, а рядом с ними находятся школы, в которые конкурс пять человек на место, потому что родители считают, что там их дети получат хорошее образование. Что в перспективе произойдет со школой, которая не удовлетворяет потребности родителей? В следующем году она не получит государственное задание либо задание ей изменят и она станет, например, спортивным центром. Таким образом, по естественным причинам и в силу стремления школ получить государственное задание и финансирование под его выполнение должно измениться, и качество предоставляемых услуг.  Задание будет основано на государственном стандарте образования, обязательном для исполнения. Это значит, что если по государственному стандарту в первом классе положено в неделю дать бесплатно 22 часа в рамках основного (общего) образования и 10 часов в рамках дополнительного образования за счет муниципалитета, то они и будут даны. И если из этих 32 часов хотя бы один час руководитель учреждения попросит оплатить родителей, то его ждет встреча с прокурором.Руководителям образовательных учреждений надо понять, что прошли те времена, когда можно было прийти к чиновнику, упасть на колени и попросить денег. Такие способы решения проблем ушли в прошлое, теперь есть норматив, нужно уметь им распоряжаться, ведь это деньги родителей, которые привели в твою школу детей, причем распоряжаться ими надо вместе с управляющим советом. Могу сказать одно: теперь просто надо работать больше, тогда и будет успех! Конечно, можно спокойно жить за счет бюджета и не беспокоиться ни о чем. Но государственный подход не в этом, а в том, чтобы рационально, по-хозяйски распоряжаться тем, что государство дало системе образования, получать хороший результат в условиях, когда нужен директор-менеджер, хорошо понимающий свои задачи и обязанности. Мы умные, а потому не должны быть бедными, и в этом нам поможет работа с учетом потребностей общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте