search
main
0

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 «Царицыно», народный учитель России, член попечительского совета МГПУ: Здоровье и чувство юмора делают успех завтрашнего дня реальностью

​Я люблю бывать в Московском городском педагогическом университете. Моя дружба с МГПУ началась с дружбы с первым ректором Виктором Васильевичем Рябовым, который в свое время понял, что Москве нужен свой педагогический университет. Это был как раз тот период, когда слово «кризис» в образовании еще звучало нечасто, а труд учителя был очень остро востребован – демографический взрыв, в Москву многие приезжали, вот тогда это и началось.

Я с удовольствием беру на работу выпускников МГПУ, причем могу даже не смотреть диплом, настолько виден, понятен и высок уровень подготовки. Но это не все, эти молодые учителя улыбаются, обычно у них хорошее чувство юмора. Это та самая эстафета, которую начал Виктор Васильевич Рябов, обладающий прекрасным чувством юмора, и которую продолжает Игорь Михайлович Реморенко. Отличие выпускников МГПУ, помимо всего остального, знание предмета, который они преподают, и наличие общей культуры. Понятно, что освоить все это за время обучения сложно, но эти выпускники – публика читающая, мыслящая, энергичная, конкурентоспособная на трудовом рынке. В нашей школе работают тридцать пять – тридцать семь выпускников МГПУ. Они пришли за последние лет пятнадцать, могу сказать, какие факультеты наиболее продуктивны – лидирует факультет иностранных языков: поскольку мы лет девять назад открыли направление «китайский язык», то выпускников МГПУ – «китайцев» я с удовольствием беру. Очень интересные ребята с исторического факультета МГПУ, с филологического. У меня есть в компьютере папка «Кадровый резерв», так вот в прошлом году я объявил вакансии – учитель истории и учитель физики. На ставку учителя истории – девятнадцать человек желающих, а на вакансию учителя физики – три человека. Не хватает физиков и математиков, но это слабое звено всех педагогических вузов России, поэтому я очень хочу, чтобы ресурсы Московского городского педагогического университета – интеллектуальные, управленческие и научные – сконцентрировались на математике и естествознании, так как спрос колоссальный. Сегодня мне интересна в МГПУ набирающая обороты магистратура и достаточно широкий диапазон подготовки, который эта магистратура дает. Только в нашей школе уже семь учителей прошли через магистратуру МГПУ, она вполне конкурентна с самыми известными вузами Москвы и России. Если бы я знал, в чем секрет успеха МГПУ, он не был бы секретом. Может быть, он в работе ректората или в том, о чем между собой разговаривают студенты, передвигаясь между зданиями университета. Может быть, секрет в том, что это вуз городской, московский, что очень важно. Выпускники вузов все равны, но московские выпускники отличаются тем, что я ценю очень в студентах и выпускниках, – высоким уровнем культуры коммуникации и информационной культурой, это очень важно. А самое главное в факторе успеха – стратегия МГПУ, это стало предметом преемственности.Я бы хотел пожелать юбиляру абитуриентов с очень высоким баллом по ЕГЭ. Могу выстроить логическую цепочку такого пожелания: абитуриенты МГПУ уже сейчас входят в тройку выпускников с самым высоким баллом ЕГЭ по России среди педагогических вузов. А это означает дополнительные интеллектуальные, финансовые ресурсы, да и профессорско-преподавательский состав МГПУ ставит в ситуацию обязательств – если пришли такие умные абитуриенты, то и обучение их в вузе должно быть успешным. Таким образом, выпускники такого вуза становятся в результате конкурентоспособными на рынке труда, а это обеспечивает следующую волну успешных абитуриентов для вуза. Второе пожелание – плодиться и размножаться, чем больше выпускников педагогического университета, тем жить лучше и интереснее. Педагогическое образование нынче из узкоспециализированного превратилось в образование, находящее широкое применение. Выпускников педвуза можно встретить в любых организациях, где требуется взаимодействие «человек-человек», они работают в разных сферах, что свидетельствует о качестве образования, пугаться этого совершенно не нужно. Но есть интересная закономерность: я абсолютно убежден, что в ближайшие два-три года большое количество выпускников вуза пойдут в школу. Школа в период кризиса – залог стабильности, это бюджетное учреждение, где зарплату платят ежемесячно; если взять зарплату московского учителя, то она сегодня превышает зарплаты офисных служащих многих сфер деятельности. Однако существует одна сложность, в которой не виноваты ни МГПУ, ни школа, – учительский труд за последние три года стал в Москве конкурентным. Если раньше в мои приемные дни темой номер один в разговоре было: «Прошу взять ребенка в школу!» –  то сейчас сразу после нее идет по популярности вопрос: «А нет ли у вас вакансии?» Причин тому несколько, одна из них – педагогические коллективы обладают низкой мобильностью. Учителя – и хорошие, и посредственные – не хотят уходить на пенсию, потому что пенсия в лучшем случае составляет треть от их заработной платы. Соответственно нет ротации, движения кадров, кстати, это одна из причин, почему выпускники замечательного МГПУ ищут себе разные сферы приложения сил. Перспектива такова: если задан такой тренд, что профессия учителя становится конкурентной, то тогда выпускники активнее пойдут в школу.Я хорошо знаком с Концепцией развития педагогического образования, в ней есть несколько заманчивых моментов. За последние лет десять было несколько крайних точек зрения на перспективы развития педагогического образования: одна – оставим все так, как было, ничего менять не надо; вторая – давайте закроем все педагогические вузы. Позиция «давайте ничего не менять» зиждется на том, что «когда мы были молодые…», то все было хорошо, и память об этом не располагает к переменам. В позиции «закроем все педвузы» логика тоже прослеживается. Когда появлялись в семидесятые – восьмидесятые годы классические университеты в регионах? Раньше мало было регионов, имеющих классические университеты, в семидесятые же годы их число удвоилось, а ведь университет создавали на базе педагогического вуза. Поскольку в классических университетах и культура была иная, а заработная плата выше, то лучшие силы профессорско-преподавательского состава уходили туда, обедняя при этом педагогические вузы. Это серьезная проблема, но, к счастью, сегодня этот процесс затормозился. Ныне классические университеты (я условно беру первую десятку университетов страны) обладают более мощной информационной и материально-технической базой. Таким образом, сторонники второй точки зрения предлагали закрыть все педвузы, а в классических университетах открыть педагогические факультеты. Там, где это рационально и разумно, в тех регионах так и поступили. Концепция развития паллиативная, она нашла промежуточное решение. В итоге Концепция поддержки педагогического образования позволяет педагогическим вузам быть конкурентными, разнообразит направления подготовки, и, самое главное, она декларирует то, во имя чего открывали МГПУ. Ведь Московский городской педагогический университет сделал то, чего не делал до него ни один педвуз страны – я имею в виду девятимесячную практику в школе, когда ее еще не называли интернатурой, а сегодня такая практика – острая потребность школы. Подобная форма практики (интернатуры) позволяет избавиться от вечного идиотизма, который заключается в словах «забудь, чему тебя учили» и человека начинают переучивать. От этого нас избавил Московский городской педагогический университет, это мне представляется крайне существенным. Только по завершении этого года практики можно выдавать диплом бакалавра. В разные годы – а я слежу за своими выпускниками – они шли в разные вузы, педагогические университеты не были в числе лидирующих. Но в последнее время педвузы, а МГПУ особенно, становятся лидерами профессиональных предпочтений наших выпускников. Абитуриенты вербально свои желания не оформляют, они знают точно – МГПУ работает в зоне неисчерпаемости ресурсов. Я объясню, что имею в виду. Возьмите нефть и газ – ресурсы исчерпаемы, Институт стали и сплавов – тоже ресурсы исчерпаемы. В педагогическом вузе – неисчерпаемость ресурсов налицо, ведь что бы ни происходило, мужчины и женщины будут любить друг друга, рожать детей, те станут ходить в детские сады и школы, затем учиться в вузах. Современная семья понимает, что без хорошего образования их дети лучше, чем они сами, жить не будут. Так что ресурс, предмет деятельности которого педагогический университет, воистину неисчерпаем. Но для работы такого вуза нужны две составляющие – чтобы все были здоровы и не теряли чувства юмора, ибо только оно делает успех завтрашнего дня реальностью. Чего МГПУ я и желаю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте