search
main
0

Эффекты, которые достижимы не риторикой, а деятельностью!

Есть проблема, которую в настоящее время обсуждают все чаще и шире, – ослабление гражданственности, патриотизма, идентичности с государством и нацией. Лев Любимов на встречах, которые проводит с коллективами школ, постоянно подчеркивает, что патриотизм не риторика, а конкретные действия, соучастие, сопричастность.

​Наша школа-новостройка была открыта в сентябре 2012 года в новом, динамично развивающемся районе Москвы Некрасовке. Мы принимаем в свои стены учащихся разных национальностей и религий из всех округов Москвы. Вновь созданный коллектив педагогов начинает работать с очень разными учащимися, понимает, что одна школа в замкнутом пространстве в нынешних условиях не сможет решить вопросы гражданского мира, национальной идентичности, повышения уровня гражданской культуры. Неоспорим факт – ресурс развития в коммуникации! Развитие – это прежде всего интеллектуальный прорыв, изменение взглядов на многие устоявшиеся ценности и традиции.

Мы с момента открытия школы вступили в сетевое взаимодействие, во все совместные практические погружения, организуемые школами-партнерами. А проводится их немало – до пятнадцати совместных деятельностных погружений в месяц! И не менее половины из них для учащихся школ сети. Действительно, не риторикой, а деятельностью (вкладом самого себя), деятельностным вкладом ребенка в свой дом, двор, класс, школу, микрорайон, город воспитывается российская национальная идентичность, гражданственность, конструируется патриотизм. Школа создает условия формирования личности через участие и деятельность на благо Отечества.

Что же мы делаем в этом направлении?

Первое – это развитие инициатив учащихся, когда ученики воспринимают школу как свободное пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых. Примером в нашей школе может служить оформление школьных рекреаций по лучшим проектам учащихся (эта идея прозвучала при проведении дебатов на выборах президента ученического парламента школы).

Второе – поддержка проектных работ разной направленности.

Третье – организация социальных акций, к которым подключаются школы сетевого взаимодействия («Поможем детскому дому», «Протянем руку ветерану!»). У нашей школы есть партнер, мы уже третий год дружим с Люберецким детским домом «Наш дом», куда выезжают наши ученики и их родители не только с подарками, но и с тематическими творческими погружениями патриотической направленности.

Четвертое – непосредственное общение школьной молодежи с лучшими людьми района и Москвы: ребятам необходимо выговориться, изложить собственную точку зрения, услышать мнение старших.

Пятое – благоустройство пришкольной территории и территории района (наша школа – участник проекта «Зеленые школы России»).

Таким образом, осуществляется:

– прямое участие в школьной жизни, в образовательном процессе через проведение дней дублера (во всех школах сети эти дни организованы, а мы в этом учебном году впервые организуем);

– предоставление свободы выбора, мнения.

При решении поставленной задачи в нашей школе руками детей и их родителей был создан школьный музей «Герои нашего времени», главная идея которого – поиск носителей истории среди наших современников, приезжающих в новый район.

Патриотика воспитывается не митингами, а гражданским участием, совместными делами учеников школы с Российским военно-историческим обществом, Советом ветеранов войны в Афганистане, первым заместителем секретаря Общественной палаты при Президенте России Героем России полковником Вячеславом Бочаровым, депутатом Мосгордумы Андреем Шибаевым, дружбой с семьей летчика Талалихина, с казаками Юго-Востока и участниками реальных боевых действий в Афганистане и Чечне. Эти носители российской истории стали организаторами различных практик при совместном участии в школах сети:

– проведения уроков Мужества с документальным подтверждением фактов, событий и экспонатов;

– встреч в очном режиме;

– организации круглых столов;

– киноклубов во всех школах сети.

Кроме того, при музее организована работа поискового отряда «Эхо войны», который принимает ежегодное участие в Вахте памяти, проводимой поисковым объединением «Рубеж». Задачей поискового отряда стал поиск останков советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм подтверждается действием! Гражданская идентичность формируется и через проведение сетевых фестивалей и конкурсов «Под русским небом», «Поэтический ковчег», которые стали уже традиционными.

Итак, что школа может дать сети и что сеть дает школе?

Сеть масштабирует любой проект, ускоряет процесс развития, становится внешним мотиватором в развитии. Школа транслирует реальные практики и благодаря открытому взаимодействию свободно генерирует идеи, которые поддерживают остальные школы-единомышленники. По результатам этой деятельности за три неполных года, пока работает школа, о нас узнали и оценили на уровне России и Москвы: результативность деятельности школьного музея отмечена 1-м местом в Московском городском конкурсе школьных музеев в номинации «Первые шаги»; вхождением школы в «100 лучших школ России» в номинации «Патриотическое воспитание».

Неоспоримо, что важнейшей формой самоорганизации детей стало ученическое самоуправление, уже сделаны значительные шаги вперед по развитию системы сетевого школьного самоуправления.

Изменение в школе нас, педагогов, родителей не утопия! Эта реальность возникла, случилась, сбывается, хотя и с огромным трудом, но это наше движение и динамичное развитие!

Ольга ВОЛКОВА,

директор школы №2053

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте