Известно, что учащиеся нашей школы к концу средней ступени образования становятся успешными в очень разных предметных областях, что подтверждается, в частности, тем, что одни и те же ученики становятся победителями и призерами олимпиад по разным предметам, более того, по предметам, относящимся к разным предметным областям. Возникает вопрос: каким образом удается этого добиться? Одним из ключевых факторов является создание эффективного индивидуального учебного плана обучающегося.
Как показала практика более чем десяти лет работы в школе-интернате «Интеллектуал», индивидуальный учебный план полезен не только мотивированным школьникам, но и ребятам, обладающим невысокой мотивацией. Педагогическая позитивная динамика, выраженная в появлении у школьника устойчивых предметных и метапредметных мотиваций, выражается тем ярче, чем раньше в условиях средней ступени образования начинают применять такой подход. В сущности, систему индивидуальных учебных планов обучающихся начали практиковать в России во многих школах с конца 90-х годов, но применение этой системы, как правило, производилось в профильной старшей школе, в некоторых случаях с предпрофиля 9-х классов, реже – 8-х (лицейских). Опыт нашей школы показал, что при введении индивидуальных учебных планов обучающихся с 5-х классов после перехода из системы образования начальной ступени это дает значительно больший эффект для развития обучающихся, для формирования мотивации, достижения личной успешности и общественного (на текущем социальном уровне) признания. Реализация индивидуального учебного плана в 5-м классе выглядит вроде бы странной, например, на этой ступени отсутствуют многие фундаментальные предметы, начинающиеся позже (физика, химия, география, биология), но ученик, не имевший интересов, возможности попробовать эти предметы, в таком возрасте часто становится неуспешен, получив, например, химию только в 8-м классе и не имея о ней до этого никаких представлений. В связи с этим построение индивидуального плана на 5-м классе (с ростом его разветвления, индивидуализации от ступени к ступени вверх к старшей школе) складывается из нескольких важных элементов:- возможности выбора углубленного изучения предметов основной сетки учебного плана 5-х классов, которую утверждают предметные кафедры (методические объединения по предмету). Как правило, углубление обеспечивает не увеличение часов на изучение предмета, а интенсификация обучения, специальная рабочая программа по предмету. Выбор учащихся осуществляется при поддержке и корректировке психологов, классных руководителей и родителей;- изначальной интеграции в рабочие программы предметов значимых по возрасту предметных областей. Примером может служить интеграция в курс «Естествознания» 5-го класса семинедельной программы по основам астрономии, что позволяет получить устойчивый интерес учащихся к астрономии как науке;- возможности выбора специальных курсов, связанных с основными предметами. То есть предметная кафедра заявляет, например, что кроме русского языка можно взять еще и спецкурс «Языкознание», при этом возможна комбинация из базового курса предмета плюс спецкурс и из углубленного курса предмета плюс спецкурс. В зависимости от программы спецкурса он может идти от полугода до двух учебных лет. Спецкурс – это не кружок, это часть обязательной учебной программы, то есть при выборе спецкурса школьник добровольно берет на себя обязательство его закончить, получить аттестацию по нему; – возможности выбора кружков (факультативов) не досуговой и развлекательной направленности, а для знакомства с предметами, которые затем появятся в учебном плане более старших ступеней, знакомства с различными направлениями человеческого знания и умения. Примером могут служить кружки, программа которых сформирована для соответствующего возраста учащихся по биологии, химии, физике, истории, обществознанию («Юный химик», «Микроскопия», «Съедобные растения», столярная мастерская, зимний сад, живой уголок и многое другое), студии и кружки метапредметного характера, например киностудия «Интелвидео»;- наличия практикумов, опытов и экскурсий в составе программ по предметам (и строгое соблюдение насыщенности программ такими формами обучения);- возможности прикладной исследовательской, проектной деятельности обучающегося с последующей защитой работы на предметной кафедре (методическом объединении по предмету) в присутствии критической детско-взрослой аудитории, возможности выхода работы на детские конференции различного уровня. Работа может выполняться по любому направлению индивидуального учебного плана (как в рамках основного предмета, так и спецкурса, кружка), работа может также быть метапредметной или социально значимой внутри школы;- организации практико-ориентированных выездов в каникулярное время в форме лагерей интенсивного предметного обучения, практик, экспедиций и походов. При этом соблюдается принцип рекомендации конкретных выездов обучающимся с определенными углублениями по основным предметам; – наличия периодических (различных) научно-популярных лекций разных представителей науки или общества, занятых интеллектуальным и интеллектуально-прикладным трудом, хорошо известных в своей сфере деятельности для разновозрастных групп учеников и взрослых (включая родителей);- наличия насыщенной культурной программы: приглашение в школу известных исполнителей, театральных и музыкальных коллективов. Это делается в том числе во избежание интеллектуального сужения поля развития обучающегося. Стартуя с 5-го класса, обучающийся, таким образом, имеет возможность опробовать свои силы, найти себя, свой интерес. Ученик имеет право смены углублений, изменения своего индивидуального учебного плана не менее чем раз в учебный год, а по некоторым предметам, спецкурсам и раз в семестр. Как правило, если ученик не уходит получать специальное спортивное или музыкально-художественное образование повышенного уровня, к 9-му классу становятся понятны его спектр интересов, мотивации, уровень самоорганизации, специфика образовательных потребностей. К этому времени практически каждый ученик школы имеет личные достижения и успехи, это не обязательно предметные олимпиады, это могут быть и проектные конференции, и участие в различных творческих конкурах, выставках работ, изобретений и многое другое. Главное – переход в старшую, часто профильную, школу идет гораздо более осознанно с позиции обучающегося, его взгляда вперед, на будущие академические затраты и жизненную профессиональную траекторию.Благодаря очерчиванию образовательных потребностей каждого обучающегося в старшей школе проще избежать предметной энтропии, обеспечить ту форму обучения по каждому предмету, которая оптимальна именно для определенных групп учащихся со схожими образовательными потребностями. Я уверен, что эффективный индивидуальный план обучающегося, с одной стороны, должен быть очень насыщен (не занятый позитивной деятельностью школьник потенциально опасен для себя и окружающих прямо и косвенно), с другой стороны, не перегружен с вредом для здоровья. Это достигается формированием сетки дня, его распорядка, в идеале по системе школы полного дня. Различные виды аудиторной деятельности должны чередоваться с различными формами неаудиторной деятельности, в том числе прогулками, экскурсиями, подвижными играми, занятиями спортом, самоподготовкой. Отталкиваясь от распорядка дня, эффективный индивидуальный план обучающегося позволяет создать более длительный распорядок чередования занятости, смен деятельности, вплоть до учебного и календарного года. Возникают вопросы: как административно-организационно обеспечить создание в школе системы эффективных индивидуальных учебных планов обучающихся? Как индивидуальные планы привести к эффективному учебному плану класса, параллели, ступени, всей школы? Исходя из опыта нашей школы и перспективного взгляда на динамику развития московского образования, это в первую очередь обеспечивается:- наличием четко выраженного понимания и позиции со стороны коллектива, в том числе администрации;- наличием методического (учебно-методического) совета, который проводит работу по превращению эффективных индивидуальных планов обучающихся в эффективный учебный план школы. В него обязательно должны входить заведующие предметными кафедрами (методическими объединениями по предмету), старший психолог, руководитель классных руководителей, учебные заместители директора;- наличием плотной работы (в разных формах) классных руководителей (воспитателей), психологов, заведующих кафедрами (опосредованно) с родителями каждого обучающегося;- наличием разбора успехов и неудач, необходимой корректировки индивидуального плана каждого учащегося после каждого периода промежуточной аттестации силами классных руководителей, психологов и родителей, доведение и согласование этой информации с учителями-предметниками, заведующими кафедрами;- поиском источников внебюджетного финансирования дополнительных форм образования (учитывая разбивку классов/параллелей на многочисленные группы и подгруппы), в том числе фондрайзинг, создание доступных платных дополнительных образовательных услуг для внешних и отчасти для уже обучающихся в школе учеников и их родителей, принцип компенсации платой за внешние услуги внутренних затрат на разветвленный учебный план; – созданием управляющим советом системы локальных актов, обеспечивающих перераспределение внебюджетных средств для грандирования дополнительных форм образования, отдельных учащихся с очень высокими образовательными потребностями, оплаты дополнительных групп.Считаю, что постепенный переход любой школы на эффективный учебный план обучающегося позволит соблюсти баланс интересов. Родители получат возможность реализовать свой социальный заказ, дети – учиться тому, чему хотят, столько, сколько хотят, и найти себя в мире знаний, обрести успех, учителя – реализовать себя как профессионалы. Мы получим учеников, которые превзойдут учителя, школа получит общественное и административное признание за счет побед учеников и учителей, часть выпускников с удовольствием придут в нее работать. Ну а в вузы придут гораздо более подготовленные и определившиеся абитуриенты.Юрий ТИХОРСКИЙ, и. о. директора школы-интерната «Интеллектуал»
Комментарии