search
main
0

Эффективный учебный план как инструмент управления образовательным процессом

​Сегодня современная школа стремится стать эффективной, чтобы показатели качества образования стали реальными и недвусмысленными, отвечали интересам ребенка, ожиданиям общества, требованиям государства. Для этого в образовании должны быть инструменты опережающего управления.

В настоящее время на государственном уровне создана  нормативно-правовая база, которая позволяет формировать и развивать новые механизмы эффективного управления образовательным процессом. Закон «Об образовании в РФ»  предоставляет  образовательным организациям возможность в полной мере реализовывать свободы  в   формировании  собственных образовательных программ и учебных планов, необходимых каждой конкретной школе, в той мере, в какой это необходимо,  поскольку в огромной стране  причесывать всех одинаково невозможно, да и нет необходимости. В основе закона заложен принцип свободы школы  в   разработке и утверждении своей собственной образовательной программы согласно государственному стандарту.  Вместе с этим возрастает ответственность за результаты и качество работы образовательной организации. Как, какие управленческие решения принять для того, чтобы образовательные организации в полной мере обеспечили системную работу по созданию нового облика и содержания образования? Московский департамент образования, создавший в последние годы одну из успешных моделей модернизации системы образования столицы, запустил пилотный проект «Эффективный учебный план», который вызвал большую поддержку педагогического сообщества. Основанием разработки и внедрения эффективного учебного плана стали Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт.В законе мы не найдем понятие «эффективный  учебный план», ибо это  лишь один из механизмов   построения образования нового времени. Нетрудно предположить, что их может быть множество. Почему эффективный учебный план в столь короткие сроки нашел не только профессиональных сторонников, но и поддержку родительской общественности? Безусловно, прежде всего сработал фактор подготовленности образовательных организаций к серьезной перенастройке и овладению новыми высотами в предоставлении качественного образования в соответствии с новыми требованиями, а  это свидетельствует о том, что система образования Москвы движется не только в ногу со  временем, но и по многим параметрам его  опережает.Принятие Департаментом образования документов о внедрении эффективного учебного плана основывается на позитивном опыте и результатах работы целой плеяды московских школ и  предполагает возможные варианты качественной организации и управления образовательным процессом.  Именно эффективный учебный план выступает  ключевым моментом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. Но реализован эффективный учебный план  может быть только в том случае, если соблюдаются современные СанПиНы, касающиеся предельно допустимой учебной нагрузки школьника в зависимости от возраста.Внедрение эффективного учебного плана позволяет разработать новый формат расписания учебной деятельности, в котором более рельефно интегрируются общее и дополнительное образование на всех ступенях. Расписание становится гибким, дает возможность развивать другие формы организации образовательной деятельности, в частности, дистанционные курсы обучения детей с разными возможностями здоровья, особенностями развития, с учетом их способностей, интересов и потребностей. На мой взгляд, эффективный учебный план – это мощное средство оптимизации учебного времени, управления образовательным процессом, наполнения его новым смыслом и содержанием. Именно в нем можно увидеть не только результаты работы школы, но и наиболее приоритетные направления, слабые стороны, оценить конкурентоспособность в сравнении с другими. Наиболее значимы при всем этом уровень обучения и развития ребенка, наличие комфортных для него условий, степень учета интересов. Не менее важный фактор – уровень работы учителя, его профессиональные компетенции в работе с детьми с разными возможностями, с учетом запросов семьи и ребенка и в конечном итоге запросов города.  Эффективный учебный план – это не только новый формат планирования и организации учебного процесса, но это и своеобразный механизм «сжатия времени», высвобождения его для развития ребенка в опоре на природные задатки, способности и возможности каждого в процессе освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС.Что лежит в основе формирования эффективного учебного плана? На мой взгляд, это возможность школьникам и родителям реализовать свои неотъемлемые демократические образовательные права. Первое – возможность выбирать приоритетные (профильные) предметы и направления обучения в период обучения на ступени средней школы. Второе – изучать выбранный предмет на базовом или углубленном уровне, включая изучение обязательных учебных предметов. Третье – освободить время для самообразования. Четвертое – выбирать любой элективный курс и необходимый объем часов на его изучение. Пятое – выбирать учителя. При этом образовательные свободы должны быть реализуемы в рамках совместной ответственности школьника, школы и семьи. Ученик в  соответствии с новыми требованиями обязан осваивать  образовательную программу. Школа создает максимальные  условия для качественного обучения. Родители участвуют в этом процессе не как посторонние наблюдатели, нередко в критической позиции, а как полноправные участники образовательных отношений.Что может стать наиболее сильным аргументом в поддержку  эффективного учебного плана? Это прежде всего  развитие интересов и способностей каждого ребенка. Эффективный учебный план – это регулятор сохранения природных задатков и его возможностей. Если в качестве отступления обратиться к классической педагогике, то хочу напомнить, например,  что Песталоцци и Коменский искали и создавали педагогические модели, которые в полной мере обеспечивали реализацию возможностей и природных задатков детей. Только в этом случае образование наиболее полно согласуется с внутренним содержанием природы ребенка и историческим  временем. С внедрением  эффективного учебного плана у школы появляются колоссальные возможности по усилению роли и значения образования в обществе, которое становится непрерывным, развивающим, самоорганизующимся. Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что существует и даже  увеличивается серьезный разрыв между двумя базовыми процессами – процессом индивидуального развития ученика школы и процессом организации образовательной деятельности учебного заведения. Развитие ученика почти во всех случаях происходит линейным образом от момента прихода в первый класс до момента выхода во взрослую жизнь. При этом каждое событие школьной жизни ребенка поистине уникально, неповторимо, определяется абсолютно конкретными обстоятельствами места и времени, той ситуацией, в которой присутствует ученик. Вместе с тем вся логика организации учебного процесса школы строится циклически. Это те циклы, которые задают недельное расписание занятий и  циклограмму учебного года. Кстати, эта модель в своих исторических основаниях воспроизводит недельный  и годовой круг богослужений христианской церкви, церковного календаря.  Так удобнее взрослым, учителям и администраторам, поскольку на основе циклических моделей организации гораздо легче управлять распределением ресурсов (как содержательных, так и материальных). Но это обстоятельство и стало на сегодняшний день одним из важнейших тормозов развития образования. «Образовательное событие» в развитии ученика не синхронизировано с циклическими, повторяющимися событиями, которые организуют взрослые. Постоянный диссонанс, на мой взгляд, резко снижает эффективность всего образовательного процесса. Настала пора хоть в какой-то мере начать преодоление противоречия между тем, как развивается ребенок, как он растет и интеллектуально, и физически, и тем, как школа предлагает организовывать процесс его развития.  Методология эффективного учебного плана позволяет прежде всего разорвать предзаданную  цикличность учебного процесса, совместить логику развития ученика и логику  построения всех типов и видов учебных занятий и тем самым превратить каждое учебное занятие в подлинное «образовательное событие» жизни ученика.  В истории московского образования всегда были педагоги, которые исходили из позиций нравственно-гуманистической педагогики. Мне вспоминается   теперь уже далекий 1986 год, когда в Переделкине была организована встреча учителей-новаторов, на которой присутствовала и я. Учитель начальных классов  московской школы №587 Софья Лысенкова рассказала о своей педагогической методике опережающего обучения, суть которой состояла в том, что качественное образование можно обеспечивать через управление учебным временем, не загружая детей уроками, предметами и домашними заданиями, а, наоборот, освобождая их время для общения в семье, с друзьями, для прогулок на природе, занятий искусством, спортом, туризмом в соответствии с интересами и способностями. Несмотря на колоссальный интерес и позитивный резонанс идей опережения в обучении, массового движения не получилось. Как обычно, его поддержали десятки учителей-энтузиастов, а включить это в действующую систему так и не удалось. Почему? Потому что новаторства одного учителя в рамках одного класса было недостаточно. Не было продолжения в учебном цикле всей школы, не внедрялась методика  оптимизации учебного времени, сокращения количества часов на изучение тех или иных тем на второй,  основной, ступени общего образования, не корреспондировались идеи  управления временем жизни ребенка, освобождения времени  для природосообразного и культуросообразного развития ребенка, реализации всех его внутренних сил, задатков, способностей, интересов с учебными планами, программами, расписанием!Золотое правило педагогики, воспитания – это прежде всего   управление «учебным временем» так, чтобы были созданы условия для мотивации и поддержки учащихся, их личностного роста и успешности в учении. Ведь, как известно, 85% фрустраций современных детей от неуспешного и немотивированного учения в школе,  следствие того, что школа и родители навязывают свою модель,  а не отталкиваются от реальных потребителей – детей, от их потребностей, способностей, интересов и возможностей, физического и психоэмоционального состояния. Поэтому  смысл современного подхода, заложенного в эффективном учебном плане, в управлении временем, перераспределении его во благо развития ребенка.Совершенно справедливо, что в 2014 году для участия в пилотном проекте по внедрению эффективного учебного плана включены более 100 московских школ.  В одной из таких школ мне непосредственно пришлось ознакомиться с моделью управления образовательным процессом. Это школа №2006 на окраине Москвы, в районе Северное Бутово (директор –  Вера Илюхина). В течение последних лет педагогический коллектив этой школы ведет кропотливую работу по организации образовательного процесса  на основе индивидуального учебного плана. Понятно, что такой школе перейти к эффективному учебному плану будет не только достаточно легко, поскольку коллектив работал в режиме опережения, но и чрезвычайно интересно, потому что здесь уже имеют уникальный опыт управления временем. На протяжении нескольких лет в школе №2006 работает и дает эффективные результаты индивидуальный учебный план. На основе  анализа результатов обучения каждого ученика разработана матрица формирования профильной направленности обучения учащихся начиная с 7-го класса. Гибкость управления образовательным процессом достигается с помощью индивидуального учебного плана, который сделан таким образом, что интегрирует сведения по тарификации и нагрузке учителей, учебной нагрузке каждого ученика, направленности  профильного обучения. Такой формат учебного плана осуществляет фиксацию добровольного выбора учениками  элективных курсов и дисциплин профильной подготовки, проектной деятельности. Индивидуальный учебный план также интегрирует основное общее и дополнительное образование. Анализируя опыт работы одной из пилотных московских школ, можно увидеть, что индивидуальный учебный план дает качественные результаты. Инструмент один – результаты приумножаются. Почему? Потому что подход к организации образовательной деятельности основан на государственной ответственности педагогического коллектива за результаты и качество образования. Это именно то, что требует новая ситуация современного управления образовательным процессом.  Эффективный учебный план должен быть основан на новой идеологии «управления временем жизни растущего и формирующегося человека», где семья и школа совместно создают оптимальные условия для образования и воспитания каждого ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте