Проектные управленческие технологии давно и прочно завоевали свое место в науке, технике, производстве, и вот теперь они взяты на вооружение в практике менеджмента образовательных организаций. Чем хороши проектные технологии – как инструмент исследования они позволяют четко выделить и поставить актуальную проблему, предложить пути ее эффективного решения.
Проектные управленческие решения сравнительно недавно пришли в практику менеджмента образовательных организаций, но уже завоевали свое значимое место и встретили понимание в среде образовательной общественности.По инициативе Департамента образования города Москвы и при научной поддержке Московского института открытого образования во всех образовательных организациях города проводятся защиты управленческих проектов по самым различным тематикам.Директор колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Зоя Георгиевна Данилова успешно защитила управленческий проект по теме «Повышение качества образования через реализацию программ профессиональной подготовки обучающихся в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23» с использованием ресурсов общеобразовательной и профессиональной образовательной организации».Колледж №23 – старейшее учебное заведение города, история его создания начинается с далекого 1919 года, когда на базе завода «Красный богатырь» были созданы курсы для подготовки рабочих-резинщиков – школа фабрично-заводского ученичества. В своем развитии колледж прошел все стадии становления системы профессиональной подготовки рабочих кадров – от ремесленных училищ до ПТУ, ВПУ, колледжей.В настоящее время колледж №23 – это современное образовательное учреждение, имеющее развитую учебно-материальную базу, компьютерные классы, учебные и производственные мастерские и лаборатории, в которых ведется подготовка по 15 профессиям и специальностям, востребованным в современных условиях, ряд профессий входит в Топ-50 особо востребованных современной промышленностью, такие как автомеханик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, наладчик аппаратного и программного обеспечения. В состав колледжа входят шесть образовательных площадок различного профиля профессиональных подготовок.Как всем известно, новое – это хорошо забытое старое. Практически мы снова возвращаемся к старой, как мир, проблеме – проблеме профессиональной ориентации школьников. Она была актуальна всегда, в последние годы в передовых московских школах стало хорошей традицией почти стопроцентное поступление выпускников в высшие учебные заведения. Это нашло свое отражение даже в показателях эффективности работы образовательного учреждения. На самом деле даже с точки зрения простого здравого смысла ясно, что государству не требуется, чтобы все или почти все выпускники школы получали высшее образование. Особенно если учесть имеющийся в настоящее время крен к профессиям гуманитарного профиля. Стало общей фразой положение о том, что все хотят стать юристами, экономистами, офисными служащими (меткое и ироничное название «офисный планктон»).А кто же будет строить дома, ремонтировать электрику и сантехнику, водить автомобили и печь хлеб? Проблему подготовки рабочих кадров для всех отраслей промышленности успешно решала система начального и среднего профессионального образования. В прессе и на высоком государственном уровне сегодня много говорится о возрождении подготовки высококвалифицированных специалистов начального и среднего звена, разработан и внедряется в практику профессионального обучения так называемый Топ-50 – перечень наиболее важных и востребованных современным производством профессий и специальностей. Аналогичные задачи в свое время успешно выполняли техникумы, колледжи, профессионально-технические училища. Авторитет этих учебных заведений был серьезно подорван в перестроечные годы.В настоящее время мы вновь возвращаемся к проблеме подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. А с этим вопросом непосредственно связана проблема профориентации, причем чем раньше, тем лучше.Вот почему выбор темы проекта напрямую связан с одной из самых сложных задач, стоящих перед профессиональным образовательным учреждением: профессиональная ориентация школьников выпускных классов и выполнение государственного плана набора на специальности и профессии, особенно входящие в Топ-50, самые актуальные для страны в настоящее время.Именно поэтому целью заявленного проекта являлось создание открытой образовательной среды, повышение качества образования, профессиональной подготовки обучающихся в колледже студентов, увеличение числа школьников, осознанно выбравших траекторию дальнейшего обучения в колледже, за счет реализации программ профессионального обучения.В процессе реализации проекта были поставлены и решены следующие задачи:- создание профориентационной инфраструктуры, обеспечивающей совместное использование ресурсов общеобразовательной и профессиональной школы;- обеспечение преемственности содержания программ профессиональной подготовки с программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена;- интеграция содержания программ дополнительного образования и профессиональной подготовки;- использование дистанционных технологий обучения для развития навыков самостоятельной работы обучающихся;- апробация сетевой формы реализации программ профессиональной подготовки школьников.Цели и задачи управленческого проекта, его актуальность, нацеленность на выполнение практических задач ярко и доходчиво раскрыла директор колледжа доктор педагогических наук Зоя Данилова.В своем выступлении Зоя Георгиевна особо отметила, что сегодня двери всех учебных заведений Богородского района и в целом Восточного округа Москвы открыты для профориентации и совместной профессиональной деятельности. А мы, ветераны колледжа, помним не столь далекие времена, когда сотрудников колледжей просто не пускали в школы, и это было на прямую связано с подушевой системой финансирования учебных заведений. Но реальная жизнь все расставляет по своим местам, и это нашло свое отражение в управленческом проекте, наглядный тому пример – работа в этом направлении педагогического коллектива колледжа №23.Как отмечено в управленческом проекте, для совместной работы со школами района было разработано в 2016 году 6 новых программ профессиональной подготовки, адаптированных к работе со школьниками. В 2016 году в колледже для школьников района велась подготовка по следующим востребованным у школьников профессиям:- оператор ЭВМ (входит в Топ-50);- делопроизводитель;- слесарь по ремонту автомобилей (входит в Топ-50);- монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов (входит в Топ-50);- агент коммерческий;- швея.В 2017 году количество программ подготовки планируется увеличить до 12. Увеличился и охват школьников, участвующих в реализации этой программы, налицо заметный рост (2015 год – 68 человек, 2016 год – 454 человека, 2017 год – 560 человек (по плану).Таковы реальные перспективы работы коллектива колледжа и педагогических коллективов учебных заведений района по созданию открытой образовательной среды, позволяющей одновременно решать целый комплекс задач, связанных с ранней профориентацией школьников, включением их в активную образовательную и профессиональную деятельность.Обсуждение управленческого проекта прошло активно и заинтересованно.В обсуждении проекта приняли участие студенты и работники колледжа, директора школ Восточного административного округа: Татьяна Сергеевна Пухова (школа №362), Сергей Юрьевич Дроздов (школа №429), представители школ №374, 1349, 799, лицея №429, гимназий №1591, 1504, 1476, 1748, гимназии «Марьина роща имени Ф.О.Орлова», представители ветеранской педагогической общественности колледжа.Свой положительный отзыв об управленческом проекте в целом высказал представитель Департамента образования Москвы, член управляющего совета колледжа Артем Николаевич Столяров. Управленческий проект инспектировал ответственный представитель Московского института открытого образования Александр Евгеньевич Новиков. Высоко оценил научность проекта и его практическую значимость оппонент проекта – кандидат педагогических наук Владимир Михайлович Наровский.Актуальность проекта и его практическую направленность отметил в своем выступлении гость колледжа – директор Чеченского технологического техникума Ибрагим Сулейманович Гуноев, с коллективом чеченского техникума колледж связывает многолетнее творческое сотрудничество.Трудно не согласиться с мнением Гуноева, что именно практическая направленность является главной особенностью управленческого проекта.Статистические данные о реализации проекта в динамике наглядно подтверждают этот вывод.Лев КОГАН, председатель совета ветеранов КИГМ №23, отличник профтехобразования
Комментарии