Сегодня Москва направляет огромные инвестиции в систему столичного образования. Понятно, что эти средства должны расходоваться эффективно. Но возникает вопрос: каким образом могут быть связаны эффективность и качество работы образовательных организаций?
Эффективность деятельности в социальной сфере – сегодня актуальнейшая проблема экономики ведущих стран мира, так как доля бюджетных расходов на нее очень велика. Изменения в социальной сфере, в том числе в образовании всех уровней, происходящие сегодня, направлены на повышение эффективности образования, а также на введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности этой деятельности. Вместе с тем в документах, определяющих развитие образования, эффективность напрямую связана с качеством. Эффективность и качество, как связать и измерить их на уровне образовательной организации?Обычно в производстве оценивают эффективность производственного процесса. Анализируя важные для образования проблемы эффективности, я решила уделить внимание тому, что можно оценивать эффективность с разных сторон – как эффективность субъектов образовательного процесса (а каждый из них имеет собственные показатели эффективности), как эффективность менеджмента (это эффективность субъектов управления) и как эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Все три стороны деятельности образования направлены на достижение главной цели – формирования личности ребенка. «Производство» для нас не взаимодействие машин и людей, а взаимодействие людей, их деятельность. Но если деятельность людей определяет результат, то в каком случае она эффективна? Какие условия созданы в Москве для этого?Современные тенденции развития системы образования Москвы, которые проходят в соответствии с программой «Столичное образование» на период 2012-2016 годов в области организационной структуры, – это создание крупных образовательных комплексов, переход на нормативно-подушевое финансирование, совершенствование системы оплаты труда учителя, профессионального развития педагогических кадров, внедрение конкурсных механизмов поддержки инициатив и проектов, целевые субсидии на реализацию значимых направлений развития. Все это непосредственно связано с расширением самостоятельности организации в целом, а значит, ведет к росту ответственности за принятые управленческие решения руководителя и административной команды, то есть эффективности работы организации. Самостоятельность у всех нас одинакова в рамках правового поля, а результаты различны. Возникает вопрос: а к чему нам надо стремиться в качестве результата?Подпрограмма «Управление качеством образования» в качестве конечного результата предполагает оценку деятельности ОУ как изменение доли неэффективных бюджетных расходов на сферу образования в целом и на управление кадровыми ресурсами, а также роста удельного веса образовательных учреждений, где более 30 процентов учителей участвуют в мероприятиях профессионального роста в течение года. Мы видим, что количественные и качественные показатели работают в связке, в комплексе. Если принять этот подход, то можно подойти к оценке эффективности с позиций оценки эффективности использования бюджетных средств. Стандарт финансового контроля Счетной палаты РФ определяет эффективность использования бюджетных средств как комплекс трех показателей – экономичности, продуктивности и результативности использования государственных бюджетных средств. Стандарт определяет, что экономичность связывает результативность с качеством и ресурсами на ее достижение, продуктивность оценивает соответствие нормативам расходования средств, а результативность – степень достижения поставленных задач. Результативность в образовании – качественный показатель, причем для каждого образовательного учреждения он индивидуален, так как развиваемся мы по-разному. В своей работе мы стараемся учесть все три показателя, но вопрос, который мы себе задаем и который, наверное, интересно было бы обсудить: каков вклад каждого показателя в общую оценку эффективности образовательной организации и что важнее – экономичность, продуктивность или результативность? От этого соотношения зависит многое в нашей работе. Опыт подсказывает, что на разных этапах деятельности ОУ на первый план выходят разные компоненты (назовем их так) эффективности.В комплексе экономичности, результативности и продуктивности гимназия сегодня может определить уровень своей деятельности по нескольким показателям. Например, одним из показателей продуктивности для нас будет динамика среднего расхода бюджета на одного обучающегося. За 2011-2013 годы коэффициент неэффективности снизился на 8 процентов. Это положительный результат или нет? Можно сказать, что при сохранении результативности это положительный показатель, но как его оценить в том случае, если предположить, что при большей продуктивности и результат мог бы быть лучше? Следовательно, важно выстроить систему прогнозирования, над чем мы и работаем в настоящее время. Результативность также для нас неоднозначна, несмотря на высокие объективные показатели. Очень важно не упустить в этой модели социальный результат. Социальная эффективность образования, с одной стороны, – это отсроченный результат. Опосредованный характером социализации и результатами социальной деятельности выпускника, он появляется также в устранении негативных явлений в жизни общества, формировании полезных навыков и привычек. Частный пример оценки внутри ОУ – успешная социализация выпускников, С другой стороны, социальная эффективность направлена и внутрь организации, сегодня это направленность на рост личности учителя и формирование у него позиции принадлежности к среднему классу общества, что должно в свою очередь привести к росту эффективности его деятельности. Учитель может войти в средний класс, но его ментальность пока не соответствует этому статусу. Средний класс не ждет помощи от государства, он решает свои задачи сам. Это может быть, так как я вижу, что учителя нашей гимназии при нынешней зарплате становятся финансово грамотными, умно распоряжаются своими деньгами, позволяют себе отдых за границей, покупку машин и квартир по ипотеке.Следует отметить, что результативность – совокупность качественных и количественных показателей основного и дополнительного образования, удовлетворенности родителей и детей, социума, успешности и социализации выпускников, востребованности образовательной организации, ее инновационности и наукоемкости. Как правило, это показатели и внешнего, и внутреннего мониторинга. Положительная динамика этих показателей говорит о росте эффективности в том случае, когда ресурсное обеспечение этих показателей либо сохраняется на прежнем уровне, либо растет меньшими темпами, чем результативность. Ресурсное обеспечение значительно легче измерить количественно в денежном выражении, но и здесь есть важные вопросы, особенно касающиеся планирования затрат на обновление материально-технической базы, энерго- и ресурсообеспечения, соотношения бюджетных и внебюджетных средств.Для нашей гимназии сегодня экономичность – важный показатель, так как его наиболее сложно оценить, потому что трудно вычленить ту часть ресурсов, которые обеспечивают именно этот результат. Для этого мы и разработали новую программу развития.Последняя по времени программа («Гимназия – эффективная образовательная организация») была принята нами в 2011 году. Для нас это четвертая программа развития. Важно отметить, что приступить к ней мы смогли, только получив высокие результаты по предшествующим программам. Нынешняя программа самая сложная для нас. Поэтому мы наметили долгий срок ее реализации – 6 лет.Мария ФИРСОВА, директор гимназии №1518
Комментарии