Еще на рубеже XIX-XX веков Питирим Сорокин, создатель «Теории социокультурной динамики цивилизаций», предлагал рассматривать социальные процессы как старые темы, вечно претерпевающие новые вариации. Он внес в понятие «социальное партнерство» следующие ценности: уважение сторон, учет интересов, равноправие, свобода выбора и доверие, составляющие основу взаимодействия всех социокультурных учреждений, заинтересованных в воспитании, образовании и развитии современного дошкольника.
На наш взгляд, эти положения очень актуальны именно сейчас, когда к специалистам дошкольного образования предъявляются высокие профессиональные требования, суть которых в большей ответственности за его качество. Социокультурное партнерство, позволяющее консолидировать усилия всех взрослых в воспитании детей дошкольного возраста, становится важным условием качественного аспекта дошкольного образования.С этой целью мы создали команду педагогов, способных к саморазвитию, трансляции опыта и информированию в педагогическом коллективе. Проанализировав особенности функционала сотрудников в инновационном режиме, мы подготовили коллектив к данной работе. Затем, изучив резервы образовательной деятельности, распределили их между педагогами и родителями. Чтобы найти пути сотрудничества с разными учреждениями, имеющими опыт культурных практик для воспитания, образования и развития детей, использовали имеющийся потенциал социокультурной среды в новом формате.Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: вовлечение семьи в процесс образования и социализации, совершенствование механизмов информирования и обратной связи в системе отношений педагогов и родителей как участников образовательных отношений, привлечение родителей к оценке эффективности и реализации образовательной программы.Реализацию задач педагоги начали с обновления форм проведения общих родительских собраний, так как традиционные формы уже потеряли свою актуальность, предлагаемые родителям темы освещали в основном организацию образовательной деятельности.В основу обновленных родительских собраний взяли активные формы проведения, построенные на партнерских отношениях педагогов и родителей. Теперь стали традиционными дискуссионные клубы, круглые столы, деловые игры. Таким образом, родители из слушателей на собраниях превратились в партнеров педагога, активно участвующих в обсуждении, планировании и реализации образовательных задач.Для общения друг с другом родители создали в информационном пространстве форум, где решают задачи по формированию здорового образа жизни, организации детского досуга в выходные дни, улучшению предметно-пространственной среды как в организации, так и дома. По инициативе родителей организовано дистанционное общение через Интернет со специалистами, они оставляют свои пожелания и предложения по любым вопросам и очень быстро получают консультацию, что позволяет экономить время современных и деловых родителей, способствует развитию и укреплению партнерских отношений. Это еще один шаг нашей школы, в результате которого удалось создать важное условие работы в современной образовательной организации: открытость образовательной деятельности благодаря обновленным формам сотрудничества. Микросоциум функционирует как открытая система, а привлечение семьи к реализации социокультурного партнерства стало просто необходимостью.Надо отметить и другое важное направление в формировании социального партнерства: уже более десяти лет мы сотрудничаем с учреждениями макросоциума – детской музыкальной школой имени Йозефа Гайдна, колледжем музыкально-театрального искусства №61 имени Г.П.Вишневской, детской библиотекой №33, войсковой частью моряков-связистов, советом ветеранов №6 района Новокосино Москвы. Дети, родители и педагоги – частые гости в детской библиотеке №33, где ее сотрудниками проводятся мастер-классы на самые разнообразные темы, интересующие как педагогов, так и родителей. Мы участвуем в творческих мастерских, выставках и конкурсах. Для современного родителя такие мероприятия носят мотивирующий характер. Они признаются в том, что давно не были в библиотеке. Высоко оценивают познавательный потенциал проводимых мероприятий.Родители активно включаются в социокультурное партнерство, участвуя в выстраивании отношений со всеми заинтересованными учреждениями. В День защитника Отечества воины-связисты – желанные гости у дошколят. В этот день у нас, как ни в одной организации, много мужчин. Подтянутые юноши в красивой военной форме вызывают детское восхищение. К этому празднику готовятся все – дети, родители, педагоги. После детского праздника воины-связисты обязательно расходятся по группам – общаются, играют, поют, дети слушают песни моряков под гитару, а затем вместе выходят на прогулку, и там праздник продолжается.Роль специалистов образовательной организации заключается в том, чтобы выявить наиболее позитивные условия для реализации ФГОС на основе интересов, соблюдая равноправие в совместной деятельности, создавая условия для обеспечения надлежащего качества образовательной деятельности. При разработке образовательной программы педагогический коллектив привлекает родителей к реализации ресурсов социального партнерства, развитию разных направлений сотрудничества, выстраивая взаимную заинтересованность во всестороннем развитии детей.Таким образом, мы создали новую модель реализации партнерских отношений в соответствии с интересами и потребностями всех участников образовательных отношений. В данном сотрудничестве многие родители открыли для себя новые возможности, получают широкий опыт содержательного взаимодействия с ребенком в культурном пространстве, а педагоги реализовали ресурс семьи в выполнении образовательной программы, что является очень важной составляющей качественного образования и воспитания будущего поколения.Галина ГАВРИЧЕНКО, старший воспитатель школы №1200
Комментарии