Образовательная реформа в России набирает обороты. Вместе с тем, российское образование испытывает множество трудностей, связанных с различными аспектами жизнедеятельности общества. Здесь и нищенские зарплаты педагогов, и проблемы с репетиторством, зачастую необходимым для поступления в вуз, и так называемая “перезагруженность” учебных планов, и плохое сочетание российских стандартов образования с зарубежными. На решение многих из этих проблем и направлена реформа.
Об этом и многом другом говорилось в ходе прошедшего в Москве VII съезде Совета ректоров России. Перед собравшимися руководителями отечественных вузов выступил Президент России Владимир Путин.
Глава государства, в частности. считает, что платное образование в России должно быть соответствующего качества. “Количество студентов в России, обучающихся на бесплатной основе, не только не сокращается, но и увеличивается”, – сказал президент, отметив, что растет и число студентов в платных вузах.
“Это само по себе неплохо, – подчеркнул Владимир Путин. – Плохо то, что качество этого образования плохое”. По его словам, такие учреждения “создают конкуренцию крупным государственным вузам, но это (уровень образования) не соответствует реальности”. “Это обман населения и государства”, – считает Владимир Путин. При этом президент отметил, что “эффективного государства у нас не будет без перспективной системы образования”.
Глава государства призвал ректоров обсудить проблему обучения иностранных студентов. По его словам, главный вопрос заключается в том, за чей счет обучать таких студентов – за счет бюджета или на коммерческой основе. В числе приоритетных задач Владимир Путин назвал обучение студентов из СНГ и подготовку специалистов для работы в странах Содружества. Это абсолютно приоритетная задача для России, подчеркнул глава государства.
Владимир Путин отметил также важность привлечения в систему образования средств бизнесменов, а также простых граждан. Он также подчеркнул недопустимость того, чтобы за государственный счет готовились кадры, которые будут уезжать за границу. В этой связи глава государства рассказал о своем разговоре с премьер-министром Канады, в которой существует целая программа по привлечению кадров. Так, по словам Путина, в каждом канадском посольстве есть специальный человек, который занимается этим. Президент сообщил, что премьер-министр Канады однажды даже пожаловался, что МИД плохо работает, поскольку не обеспечивает привлечения из-за рубежа 10 процентов кадров.
Владимир Путин не согласен, что фундаментальная наука должна быть прибыльной для государства. “По моему мнению, это неправильно, наука вообще не может быть прибыльной, – сказал президент. – Мы должны вкладывать в это деньги, как и в искусство”. Вместе с тем, по его словам, необходимо подумать о совершенствовании налогового законодательства в сфере образования. В этой связи он выразил согласие с прозвучавшей на съезде идеей о закреплении за вузами статуса научных заведений.
Президент также обратил внимание на то, что 50 процентов выпускников медицинских вузов в Москве не работают по специальности так же, как и 60 процентов оканчивающих сельскохозяйственные вузы. “Мы должны иметь эту проблему в виду”, – отметил он. Глава государства считает “неправильным ставить вопрос о том, что преобразования в образовательной сфере должны иметь целью снижение нагрузки на бюджет”. По его словам, “такой цели не должно быть”.
Коснулся Владимир Путин и вопросов военного образования. Глава государства сказал: “Считаю важным модернизировать и отечественную систему военного образования. Я в зале вижу много военных, и они поймут, о чем я говорю. Надо отметить, что в связи с новыми угрозами такая задача сегодня стоит не только перед Россией. Но и здесь у нас много позитивного накоплено. Забывать позитивный опыт в сфере военного образования тоже абсолютно неправильно”. А в ремарках по поводу выступлений участников съезда заметил: “Когда говорят о том, что та или иная проблема близко примыкает к вопросам государственной безопасности, то главным образом для того, чтобы подчеркнуть значимость проблемы. Должен сказать, что все проблемы в сфере образования не нуждаются в этой дополнительной драматизации. Потому что само по себе образование – это системообразующая вещь. Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство. Нет этого – не будет эффективного государства”.
Комментарии