search
main
0

Эффективная начальная школа. Продуктивное образовательное время, индивидуальные особенности развития ребенка, право на образовательные приоритеты родителей

​Не секрет, что период начальной школы – это время интенсивного интеллектуального развития ребенка, становления его учебной деятельности. И от условий образовательной среды напрямую зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни.

Одна из задач педагогического сообщества сегодня –  увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребенку реализовать свой образовательный сценарий, свой путь плодотворного развития. Ведь любая московская семья имеет свои образовательные приоритеты, в том числе в вопросах выбора эффективной траектории развития своих детей. Среди образовательных проектов школ столицы успешно реализуется проект «Эффективная начальная школа». Он позволяет детям освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников. Как это происходит? Что необходимо знать родителям? Что думают об этом участники образовательного процесса? Отметим, что работа в этом проекте начинается на уровне дошкольного образования. Уже в группах детского сада ребенок проявляет свои особенности, уникальность, потребности и возможности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов. Работая в проекте несколько лет, мы в школе №1571 формируем особую развивающую среду и практикуем индивидуальный подход к каждому такому ребенку уже в группах старшего дошкольного возраста, что дает возможность создать крепкую платформу для их дальнейшего интенсивного обучения. Именно здесь формируются такие важные компоненты будущего успешного первоклассника, как умение коммуницировать со сверстниками и взрослыми, развитие предпосылок к учебной деятельности.  Итак, два года назад в школе №827 впервые открылся класс интенсивного обучения по программе 1-3 «Эффективная начальная школа», а сейчас эти ребята уже переходят в 4-й класс. Спрашиваем учителя-первопроходца Елену Петрову, как это было.- С чего я начала? Конечно, с разговора с родителями и детьми, которым этот проект показался не только очень интересным, но и соответствующим их главной цели – получению качественного образования. К слову, о последнем – родители таких детей сами являются активными: много занимались с детьми перед поступлением в школу, водили в кружки и секции, вместе читали и обсуждали прочитанное. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватила. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома – вот основа успешного «интенсива» в начальной школе. Важным является и психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению (обязательное достижение ребенком 7-летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника).Итак, класс был набран, и началась интересная школьная жизнь. Обучая ребят по программе «Школа России», я использую и технологии других традиционных программ и программ развивающего обучения.  Эффект при таком обучении достигается не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. Благодаря этому ребята за первый год обучения успешно освоили программу 1-го и 2-го классов. Не остался без внимания контроль качества усвоения программы начального образования. Для этого были проведены итоговые диагностические работы в конце первого полугодия, с которыми ребята справились успешно, и со второго полугодия они стали второклассниками. За следующее полугодие дети успешно овладели программой второго класса, что подтверждено результатами независимых диагностик МЦКО и итоговыми работами. В третий класс ребята пришли, настроившись на продолжение интенсивной и интересной школьной жизни – они взяли высокий темп учебной работы, который не снизили до конца года. Желание учиться не пропадает у детей к концу школьных занятий – во второй половине дня они активно посещают различные кружки. Дети заняли первое место в конкурсах проектных работ на школьном и муниципальном уровнях, стали победителями в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», участвовали и получали призовые места в других олимпиадах («Наше наследие», «Московский третьеклассник XXI века»).  Думаю, что на следующий год мы отлично справимся с программой четвертого класса и добьемся прекрасных результатов, которые позволят детям перейти на следующую ступень образования, поступить в классы углубленного обучения.Конечно, при таком интенсивном обучении родители – активные участники процесса. Они следят за правильным распределением времени ребенка в течение учебного дня, присутствуют на открытых уроках, вместе активно посещают музеи и выставки, театры и образовательные квесты. Вот о чем рассказывают родители (школа №1571):- В целом программа очень понравилась. Нагрузка и интенсивность соответствуют возможностям моего ребенка. Моя дочь в течение всего учебного года с удовольствием ходила в школу, общалась с одноклассниками, была ориентирована на учителя, практически не болела, что может свидетельствовать о комфортном состоянии ребенка при освоении программы, –  сообщает Екатерина Куприянова. Многие школы столицы на следующий учебный год также готовы вступить в проект «Эффективная начальная школа», и среди них школа №1985.- Педагоги убеждены, – комментирует методист этой школы Татьяна Коротенко, – в каждом ребенке есть своя индивидуальность, и наша задача – создать условия, которые помогут ее рассмотреть. На одном из тематических «Клубных дней» мы много беседовали с родителями воспитанников подготовительных групп на тему того, как они видят процесс обучения своих детей в нашей школе. В результате открытого обсуждения, при поддержке родителей, администрации, педагогов, было запланировано открытие класса, работающего по проекту «Эффективная начальная школа».

Может показаться, что это то же, что было десятки лет назад, когда многие из нас учились по программе 1-3. Однако «Эффективная начальная школа» – это единство дошкольного и начального уровней образования, слияние и проникновение одного уровня в другой, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося.  «Эффективная начальная школа» – это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения – выше!

Ольга СВЕТОВА, заместитель директора школы №1571

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте