«Ваш ребенок уже готовится к школе? А не рано ли? В первом классе будет скучновато! А, хотите в эффективную! Зачем так нагружать? Пусть играет!» – такой телефонный разговор недавно услышала от друзей. Ну что же! Давайте поговорим о дошкольной подготовке, да и об «Эффективной началке».
Я веду 4‑й класс «Э» по программе «Эффективная начальная школа». Три года назад, когда я начинала эту программу, было волнительно, хотя мой опыт работы в школе достаточно большой. Консультировалась с коллегами, перенимала опыт работы с такими детьми. Поняла самое главное – нужна мотивация детей, обеспеченная уже дошкольной программой.
И такая программа подготовки дошкольников подготовительной группы в нашей школе №1450 «Олимп» есть. Воспитатель кроме дошкольного образования имеет диплом учителя начальных классов, в группе проводят занятия психолог, логопед. Программы этих специалистов одобрены и утверждены. Занятия носят игровой характер, а в игре дети не устают.
Два раза в неделю я прихожу в свою подготовительную группу, знакомлюсь с будущими учениками и веду занятия по обучению грамоте. Дети знакомятся со звуками и буквами, учатся их слышать и различать, отличать гласные от согласных, делать элементарный фонетический разбор, делить слова на слоги, строить предложения, придумывать рассказы по картинкам и сериям сюжетных картин. К маю практически все уже могут читать, коротко пересказать, понимают прочитанное.
А математическую подготовку, наблюдения за окружающим миром ведет воспитатель. Это не отдельные предметные области, а постановка задач, которые можно сообща решить, используя необходимые знания. Дети учатся считать и выполнять арифметические действия сначала в пределах 10, затем и в пределах 20. Есть и программа слушания, когда воспитатель знакомит воспитанников с небольшими литературными произведениями и по вопросам проводит обсуждение, учит детей связной речи, умению слушать других и высказывать свои мысли. При этом обязательно идет развитие интеллектуальных способностей, моторики рук, умения слушать и слышать, строить высказывания, придумывать истории и сказки по картинкам. Вот так – вместе, сообща, в единстве – развиваем и мотивируем наших будущих «эффективных» первоклассников. А перед поступлением обязательные диагностика и рекомендации родителям.
Какие бы советы дала я родителям?
- Ребенок должен быть готов к опережающему обучению и морально, и психологически (мотивация!), и физически (здоровье). Психологическая готовность – это достаточный уровень развития психологических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и речи).
- Следите за развитием мелкой моторики рук (раскраски, обведения, рисование, ориентировка на листе).
- Обращайте внимание на развитие речи ребенка (правильность построения предложений, умение вспомнить и пересказать услышанное или прочитанное). Расширяйте активный словарный запас. Просите развернутых ответов на вопросы.
- Как можно больше читайте ребенку! Проговаривайте и знакомьте детей с авторами произведений.
- Рассказывайте ребенку об окружающем мире (своей семье, профессиях, местожительстве и окружающих городах, и странах, о Земле, о живой и неживой природе).
- Свободное время занимайте лепкой, складыванием бумаги, вырезанием деталей, кругов.
- Как можно больше хвалите и мотивируйте на успех.
Надеюсь, это поможет вам и вашим детям в выборе программы обучения и успешности в получении знаний.
Елена САМОЙЛОВА, учитель начальных классов школы №1450 «Олимп», лауреат гранта Президента РФ, заслуженный учитель России
Комментарии