search
main
0

Эффективная модель

Для меня педагогический дизайн – это создание образовательного процесса, который доведет ученика, студента, слушателя курса из точки А в точку Б, то есть проведет от самого начала изучения к полному усвоению. Если мы говорим о школе, то это время всего изучения дисциплины, где учебный год – уровень, состоящий из модулей.

Возникает абсолютно закономерный вопрос: а чем, собственно, тогда отличается педагогический дизайн от обычной, привычной нам методики преподавания в ее классическом понимании? С появлением и развитием новых технологий классические методы преподавания теряют свою эффективность, так как перестают соответствовать запросам общества, образование становится все более общедоступным и массовым (зачем идти на лекцию преподавателя, который просто монотонно начитывает материал, если можно посмотреть интересную и наглядную лекцию в Интернете?). Поэтому появляются новые требования к образовательному процессу. Да, классическая модель образования начала терять свою силу, есть четкое осознание, что уже не так эффективно что-то работает, но четкого ответа на вопросы «что делать?», «как делать?» нет. Особенно ярко и наглядно все это показали нынешняя ситуация в мире и головная боль многих – дистанционное обучение, которое дало понять, что необходимо менять модель обучения.

Я уверена в том, что абсолютно каждый педагог, который в сложившейся ситуации был вынужден работать дистанционно, задался вопросом: как же это делать так, чтобы это было эффективно? В институте же не учили тому, как вести уроки дистанционно. Думаю, что, как и у многих моих коллег (за исключением тех, кто уже проводил занятия/курсы дистанционно, понимал, что это такое и как работает), мои первые дистанционные занятия были просто онлайн-версией обычного урока, за исключением того, что вместо доски была демонстрация документа Word. Конечно же, очень скоро стало понятно, что так работа не пойдет, точнее пойдет, но очень медленно и топорно, неинтересно, малоэффективно. В этот момент каждый, кто столкнулся с такой проблемой, стал педагогическим дизайнером, потому что начал анализировать потребности учеников, прописывать цели обучения и способы их реализации, иными словами, продумывать свою модель образовательного процесса: систему подачи информации, ту систему, которая будет удобна для преподнесения именно ему, работая в которой будет комфортно, интересно всем участникам процесса, которая приведет к желаемому результату.

Подключались все возможные ресурсы, платформы (Google Класс, Moodle и так далее). Учителям, работающим в Московской электронной школе, на мой взгляд, было проще подготовиться. В библиотеке МЭШ больше количество уже готовых уроков, есть возможность делать интерактивные задания, то есть большое количество инструментов, которыми можно воспользоваться как для подачи информации, так и для оценки уровня владения материалом, так как современные технологии диктуют необходимость подачи информации разными способами, используя аудио-, видео-, фотоматериалы. И многие из нас, проанализировав первые уроки, начали выстраивать свою модель педагогического дизайна: понимая проблемы, искали решения, анализируя цели, разрабатывали способы их достижения. Собственно говоря, педагогический дизайн как наука и отвечает на вопросы, как разработать, как реализовать, оценить качество, как это все воплотить.

На данный момент уже существует много моделей педагогического дизайна – ADDIE, SAM, Backwards Desing и так далее. Однако у всех них есть общее – это анализ потребностей учеников/слушателей курсов/студентов (одним словом, целевой аудитории), выстраивание целей образовательного процесса, разработка и планирование способов достижения цели обучения, реализация и оценка.

Ведь педагогический дизайн – это создание эффективной модели обучения, учитывающей, кому, что, как и с какой целью преподнести.

Елена ПОДШИВАЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1321 «Ковчег»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте