search
main
0

Эффективная методика

Почти десять лет назад мне предложили вести новый предмет – граждановедение. Полистав учебное пособие, я отказалась. Но мне сказали: «надо», «больше некому». Пошла за опытом в одну из школ, и что удивительно, сразу понравилось. Я убедилась тогда, что новая для меня дисциплина таит в себе большой воспитательный заряд, что именно на таких уроках без назидания, без менторства можно растить личность, а не исполнителя чьих-то приказов.

И вот я начала вести граждановедение. Очень скоро поняла, что авторитарный тон на таких уроках совершенно не уместен, что следует говорить доверительно, не навязывая своего мнения, не отвергая мнения ребенка, наоборот, принимая его как вполне возможное. Хочу сказать, что я сама менялась от урока к уроку, даже мои домашние это заметили. Я перестала разговаривать в повелительном наклонении не только с учениками, но и со своими детьми. Мои восьмиклассники, которые прежде скучали на уроках литературы, да и истории, которую я вела у них, вдруг становились другими, когда речь заходила, скажем, о том, как строить отношения друг с другом, учителями, с родителями, как противостоять дурному влиянию сверстников.

Сама методика граждановедения подсказывала, как поступить с тем или иным учеником, который срывает уроки, грубит учителям, одноклассникам и даже родителям. Таким был у меня Павел К. Вел себя вызывающе, оскорблял учителей. Таким образом он самоутверждался. С ним пытались говорить и ласково, и жестко – ничего не помогало. И вот когда я стала приучать ребят свободно, не стесняясь, высказывать свое суждение по поводу любой обсуждаемой проблемы, Павел, любитель парадоксов, несколько раз получил мое одобрение в ответ на недоумение остальных. Мы должны уважать мнение Павла, объясняла я свою позицию ученикам. Это было для мальчика неожиданно – он ведь привык, что и педагог, и одноклассники тут же обрушивались на него с возражениями, с критикой. И вдруг его поддержали.

Однажды я попросила Павла стать экспертом по обсуждаемой проблеме. Это тоже в духе методики гражданского образования. Я в тебя верю, подчеркнула я. И Павел приободрился, он захотел оправдать мое доверие, я это видела по выражению его лица. Он действительно очень старался, заслужил не только похвалу, но и отличную оценку. Первую за несколько последних лет учебы.

В общем, граждановедение помогло мне развернуть парня в лучшую сторону. Из легкомысленного кривляки, возмутителя спокойствия он превратился в серьезного и, я бы сказала, ответственного ученика.

Гражданское образование необходимо сегодняшним детям, именно оно готовит их к жизни в условиях рынка, в условиях демократического общества, которое им строить, им совершенствовать.

Вероника ДАМАНСКАЯ, учитель истории и граждановедения, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте