search
main
0

Эффективная физика. Путь от наблюдений и экспериментов к результатам и ключевым компетенциям

​В системе столичного образования словосочетание «сценарий урока в МЭШ» прочно вошло в обиход учителей. Что это? Кто это создает? Для чего? Вот вопросы, на которые профессиональное сообщество школьного образования ищет для себя ответы. Ниже будет представлена одна из точек зрения на эти вопросы, автором которой является учитель физики и разработчик этого нового для отечественной дидактики особого учебно-методического продукта.

Важнейшим критерием современного урока, бесспорно, является его эффективность. Всем нам прекрасно известно, что эффективный урок – это «процесс, организованный учителем и осуществленный в совместной деятельности учеников и их наставника, по достижению планируемых результатов, закрепленных ФГОС». Конспект урока, его технологическая карта и, наконец, сценарий урока – эволюционные звенья методического продукта, отражающего логическую последовательность действий, форм деятельности и ее содержания учителя и учеников на уроке. Принципиальными отличиями сценария урока в Московской электронной школе являются:1. Необходимость реализации определенного количества этапов урока (лучше не менее 6), форм их организации, видов заданий и их содержания (интерактивные задания, работа с текстом, задания по типологии международных исследований), наличия обязательных видов контента (видео, графика, текст).2. Возможность объединения в единый продукт структурно-логической схемы урока и разнообразного контента, позволяющего учителю реализовать заложенные в урок образовательные идеи.3. Доступность продукта для учащихся и родителей, превращающая его из чисто методического образовательного продукта в учебно-методический.Урок физики, как и любой другой урок, имеет ряд специфических особенностей, во многом определяющих специфику его сценария. Изучив инструментарий для создания сценария и требования, предъявляемые к нему, начинаем проектировать урок физики. Школьная физика – это физика элементарная, методология которой представляет собой путь от наблюдений и экспериментов через обобщение их результатов к фундаментальным законам, а далее – к формированию ключевых компетенций, позволяющих школьнику решать практико-ориентированные задачи. Именно этапы, связанные с постановкой и проведением школьного физического эксперимента (демонстрационного, фронтального, лабораторного), являются ключевыми.Ресурсы конструктора сценариев позволяют эффективно управлять процессом эксперимента. На этапе постановки проблемы целесообразно использование видеофрагментов реальных физических явлений и оригинальных физических экспериментов, недоступных для натурной реализации либо являющихся инструкцией к самостоятельному проведению школьниками. Также видеозаписи экспериментов могут быть использованы как методические материалы для подготовки к уроку педагога или как альтернативный материал для ученика, пропустившего урок и не имевшего возможности его изучить. Режимы замедленного или ускоренного воспроизведения видеоконтента, а также его покадровая обработка в специальных приложениях многократно расширяют его дидактические возможности.Модули конструктора тестовых и интерактивных заданий, тестовых спецификаций позволяют организовать диагностику знаний и умений учащихся на различных этапах уроков. Возможность оперативного контроля знаний на этапе их актуализации позволяет организовывать проведение физических диктантов не только с целью оценки знаний, но и для диагностики готовности детей к восприятию нового материала. Требования к наличию в содержании сценария заданий в формате международных исследований PISA, TIMSS, КИМов ГИА, а также заданий на знание Москвы обеспечивают наполнение сценария разнообразными по форме и содержанию материалами. Что в свою очередь стимулирует учителя к использованию заданий на формирование у учеников универсальных учебных действий.Учащиеся школы №2098 имени Л.М.Доватора с интересом выполняют задания сценариев уроков в Московской электронной школе. Ребят привлекают разнообразный и интересный контент, возможность самостоятельного управления доступом к контенту определенного учителем этапа урока. Это позволяет учитывать особенности в скорости восприятия материала и обеспечивает дифференциацию предложенного контента по уровню сложности. Из всего многообразия форм заданий школьники выделяют интерактивные задания на установление соответствий и классификацию объектов. Продвинутые пользователи платформы МЭШ из числа учеников активно используют в процессе обучения виртуальные лаборатории  как по физике, так и по математике.Подводя итог, можно сказать, что Московская электронная школа – это удобный инструмент, помогающий учителю и ученику организовать совместную деятельность таким образом, чтобы достичь качественного образовательного результата. Активная позиция учителей – пользователей и авторов уроков МЭШ – позволит продолжить динамично развивать образовательное пространство столицы.Антон МАРКО,учитель физики школы №2098, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»-2016

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте