search
main
+1

Эффект Зайонца: как наличие зрителей влияет на результативность выступления

Возможно, вы и сами замечали такую интересную особенность: когда ученики выполняют данное вами задание в стандартной обстановке, результат получается более-менее предсказуемый. Зато если то же самое задание дать им в присутствии незнакомых людей (например – комиссии проверяющих), получится либо хуже, либо, как ни странно, лучше. Но не так, как обычно.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Это явление называется «эффектом аудитории» или ЭФФЕКТОМ ЗАЙОНЦА, и формулируется следующим образом: «Присутствие третьих лиц оказывает прямое влияние на результаты труда, будь то решение задач, выполнение тестов или что-либо еще».

Подобная закономерность проявляется не только при решении умственных задач. Детские тренеры могут подтвердить: в обычных условиях на плановых тренировках спортсмены, особенно молодые, могут демонстрировать отличные результаты, по которым их и отбирают на соревнования. То есть спортивные педагоги делают вывод, что если Сидоров прыгает на 5 метров и 25 сантиметров, плюс-минус сколько-то еще, это очень хороший показатель, и с ним можно вполне выйти на чемпионат. А там, при скоплении большого количества людей (как правило – незнакомых), тот же Сидоров почему-то прыгает всего на 5 метров, без каких-либо сантиметров. Или удивляет всех, даже тренера, сиганув на 5,5 метра.

А все потому, что ЭФФЕКТ ЗАЙОНЦА никуда не денешь. Свести его к минимуму можно, пожалуй, только специально приучая себя делать что-либо на людях и в незнакомой обстановке. У артистов и музыкантов это вполне получается, да и то – не сразу. Зато в итоге они могут исполнить роль или сыграть композицию хоть в пустом зале, хоть в присутствии тысячи фанатов, хоть под прицелом сотни стволов.

Сам Роберт Зайонц объяснял свой эффект тем, что люди, делая что-либо под наблюдением окружающих, не могут полностью сосредоточиться на выполнении исключительно этого задания, а ожидают какой-либо внешней реакции публики – либо одобрения, либо осуждения. Оттого их результаты могут быть либо выше предсказуемого, либо ниже.

Любопытно и другое: в присутствии людей, у которых были завязаны глаза или которые по каким-то другим причинам не могли выступать экспертами-оценщиками мастерства и умений, деятельность испытуемых сопровождалось меньшим возбуждением, чем деятельность на глазах зрителей, способных выносить оценку.

ЭФФЕКТ ЗАЙОНЦА нужно обязательно учитывать при проведении различных интеллектуальных испытаний, открытых конкурсов или публичных соревнований. Потому что некоторые, показав превосходные результаты в пустом помещении или на стадионе, могут с треском провалиться, если кто-то будет наблюдать за их действиями.

Роберт Болеслав Зайонц (23 ноября 1923 – 3 декабря 2008) – американский психолог польского происхождения.

Родился в Лодзе, Польша. После нацистского вторжения в его страну в 1939 году, его семья бежала в Варшаву, где, в результате воздушного налета, оба родителя Роберта были убиты, а сам он был серьезно ранен.

Подлечившись, он начал помогать варшавским подпольщикам, однако был схвачен и отправлен в трудовой лагерь, из которого сбежал, был снова пойман и отправлен теперь уже в политическую тюрьму во Францию. Опять бежал, присоединился к Французскому сопротивлению и даже умудрился поступить в Парижский университет.

В 1944 году переехал в Англию, где стал военным переводчиком. После окончания Второй мировой войны сменил место жительства и отбыл в США, где поступил в Мичиганский университет. Там же он и остался по окончании, получив степень доктора философии. В течение почти сорока лет Зайонц занимал должности директора Исследовательского центра групповой динамики и директора Института социальных исследований, а потом стал почетным профессором психологии в Стэнфордском университете.

Он также внес вклад в сравнительную психологию, утверждая, что изучение социального поведения людей наряду с поведением других видов имеет важное значение для нашего понимания общих законов социального поведения. По результатам 2002 года, Зайонц занял 35-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте